IFMC art_sessio менестрель главная
art-sessioновости  галлерея пресса отзывы архив
 
 
Газета"Витебский курьер ", 2004
«Творчество – удел сильных»
 

Разбросав цветовые пятна по стенам в фойе Культурно-делового центра, экспозиционная комиссия, удовлетворенная свей работой, сказала: «Готово!» И уже на следующий день, в среду, в шесть часов вечера у добровольцев-студентов художественных специальностей вузов Беларуси, Латвии и России, началась однодневная творческая сессия. Естественно, это произошло в Витебске и уже в 13 (!) раз.
Признаюсь, этот образ – «разбросать цветовые пятна по стенам» - я «украла» у директора выставки Марины Романовской, когда на пресс-конференции она рассказывала о подготовке к «Арт-сессии’2004». Что из себя представляют эти «пятна» и в принципе какая разница, как их разбросать? С этим вопросом я обратилась к искусствоведу Петерису Гемсу, президенту открытого общественного фонда «Radigars» (Рига), члену экспозиционной комиссии:
- Каждая картина, каждая работа требует своей интенсивности световых лучей. Мы старались разместить эти цветовые пятна так, чтобы каждая работа говорила именно на том языке, на котором была создана художником, и чтобы это повествование доходило до каждого зрителя и члена жюри. При их отборе и во время создания экспозиции мы не интересовались именами авторов, для нас они не имели значения.
- Вам-то, профессионалам, сразу видно, где чья работа: эта, предположим, латышских студентов, а эта – нет. Школы–то разные. Легко ли быть беспристрастным?
- Как профессионал, безусловно, я сразу узнаю школу, но я абстрагируюсь. У меня во время работы нет личных пристрастий.
- Но вне работы от них ведь не уйти. Это как в жизни: одни мужчины предпочитают брюнеток, другие – блондинок. Что импонирует вашему вкусу? Какую из представленных здесь работ вы хотели бы видеть в своем интерьере?
- Вот-вот. Все как в жизни. У каждой женщины - своя изюминка. Так и в каждой школе, которые мы здесь видим, есть только ей свойственное очарование и привлекательность. Например, белорусская школа живописи, несмотря на то, что имеет общие корни с нами, а это – петербургская школа живописи, в наименьшей степени удалилась от народных корней. Она в хорошем смысле тяготеет к народному мистицизму. И это вызывает у меня благородный трепет. В Латвии живопись представляет европейскую направленность и в некотором смысле даже стерильна. Но все выставленные здесь работы имеют общую черту, главную - каждая работа представляет настоящую творческую ценность. Что касается личных пристрастий, то я однозначно выделил картину «Минский рынок». Она выполнена в хороших традициях 50-60 годов: чуть-чуть реализма и чуть-чуть импрессионизма. Чем-то напоминает даже Писарро, а еще она будит во мне что-то очень личное, чем не хочется делиться со всеми.
- Можно ли сказать, что эта выставка «рождает» художников?
- Нет! Художник рождается в песочнице. Тогда, когда ребенок сделал там свой первый кекс.
- Получается, что эта акция - стартовая площадка в огромный и разнообразный мир Великих Выдумщиков и Мастеров. Но все ли они «наберут высоту»?
- Блок писал: «Творчество – это удел сильных. Слабым – не по плечу», - вступил в разговор искусствовед, Председатель экспозиционной и конкурсной комиссий (Минск), Николай Пограновский, – нынешняя жизнь плотно переплетена рыночными отношениями. И выпускники художественных вузов трудно адаптируются в этой хаотичной среде. Но такова данность, и ее надо принять – мы живем в XXI веке. Сегодня в Минске все больше художников занимаются тем, что формируют городскую среду – это реклама, объемные и пластические формы и композиции, скульптура. То есть, нашу обыденность они делают более привлекательной, приучают жить в мире красоты и гармонии. И компьютерный дизайн – это тоже наше время и область, в которой художник может себя проявить. В США ежегодно выпускается 250 тысяч студентов художественных специальностей. И только один (!) процент находит свою нишу в этой области. Остальные 99% зарабатывают деньги, как придется, а творчество для них - отдохновение. Но «высоту наберет» тот, кто действительно одарен свыше, кто упорен и силен, и немаловажен здесь фактор удачи.
- Николай, вы уже двенадцатый год работаете на «Арт-сессии». Поделитесь своими наблюдениями: как меняется творческая атмосфера, откуда нынче «дует ветер»?
- На этой сессии впервые появилось много художественной фотографии. Радует. Я считаю, что это вид искусства, и его пора воспринимать всерьез. Нужно воспитывать мастеров фотоискусства, профессионалов – время требует того. И сегодня рассматривается вопрос об открытии в Белорусской Академии Искусств отделения, которое бы занималось подготовкой фотохудожников.
Еще я смею утверждать, основываясь на своем многолетнем опыте работы, что с появлением студентов из Латвии значительно улучшилась живописная атмосфера экспозиции. Выше стал уровень сессии. Вариться в собственном соку – нехорошо. Надо себя видеть со стороны, сравнивать и понимать, где мы лучше, где хуже. Нужен стимул. И латыши его дали. Латышская школы живописи отличается яркостью, насыщенностью цветом. И в советские времена она была сильна, и сегодня, бесспорно, доминирует на «Арт-сессии».
- Значит ли это, что наши художники тоже должны к этому стремиться?
- Если говорить о качественной стороне, то - да, должны стремиться повышать свой уровень. Но в творчестве кальки быть не должно. Что касается каких-то пластических и колористических моментов, то традиции, которые есть в Беларуси, достаточно интересны, и не надо подстраиваться под наших соседей (разговор с искусствоведами состоялся накануне «Арт-сессии» - прим. автора).
Подстраиваться ни под кого не надо, но иметь возможность куда-то ездить, смотреть, что происходит вокруг, хорошо бы. Но для наших студентов, я говорю о белорусах – пока роскошь. Вероятно, поэтому Ив Прюд’омм директор галереи «Планета людей» (Париж), член конкурсной комиссии, высказал такое мнение:
- Эта экспозиция меня не удивила. Только процентов пять выставленных здесь работ вписываются в контекст современного европейского искусства. Удивительно то, что эта акция есть, и удивительно, как она организована! Не нравится мне, что члены жюри необъективны, но эта проблема ненова. Для коррекции, я думаю, голосование должно быть закрытым, чтобы никто не находился ни под чьим влиянием. Лично я выделил здесь работу студента Витебского Государственного Технологического Университета Виктора Вакульчика «Сырные дыры». Мне нравится, когда молодые люди стараются понять ушедшее время. Еще я отметил скульптуру «Сумо». Ее автор Агрис Скрульс из Латгальского филиала Латвийской Академии Художеств. И графическую работу Елены Лавринович, из этого же учебного заведения, «Природный контраст – 2».
«Да, скифы мы, да – азиаты. С раскосыми и жадными очами...»
Яркая толпа «разношерстных», молодых творцов заполонила фойе. Она гармонично и естественно смешалась с цветовыми пятнами экспозиции, и образовался впечатляющий перфоменс. Творческий импульс, как шаровая молния, метался над этим действом. И каждому, кто пришел на выставку, досталась искра буйствовавшего здесь заряда творческой энергии и вдохновения. Час спустя, оставив в одиночестве свои творения, молодые художники, их собратья и все любопытствующие отправились в большой зал, где жюри конкурса в торжественной обстановке объявило победителей. После этого легкого официоза с гостевой программой на сцену Культурно-делового центра вышли Лауреаты специальной премии XVI Международного фестиваля современной хореографии - танцевальная группа из Самары «Скрим». Изначально «Арт-сессия» и задумывалась как совмещение визуального и пластического искусства. «Странные люди…» – как раз в тему сессии назывался спектакль гостей из России. «У меня есть изюминка – легкая безуминка… ля-ля-ля…» - может, эта песня об этом, а не о том, но я напевала ее про себя беспрестанно, когда «варилась» в этом визуально-пластическом действе. Легкое безумие – это отрыв от земли, милый дар, а творцы – они ведь все неординарны!
Елена Павлова


Газета"Витебский курьер ", 2003
 
 

Образ, сотканный художником из мыслей и чувств, становится одновременно и его пленником, пленяя тех, чья душа способна парить в свободном полете творческих фантазий. В такой мир, мир молодости, дерзких идей и вдохновения можно было попасть в прошедший четверг в Витебске. В двенадцатый раз Арт-Сессия дала возможность всем желающим стать свободными.
Перед экспозиционной комиссией стояла сложная дилемма - показать все работы или организовать выставку. Сделали второе. В итоге, как отмечали специалисты, получился своеобразный срез трансформации современного высшего художественного образования.

"Арт-Сессия позволяет студентам быть в творчестве смелыми и самостоятельными. Это не показ школ, а возможность заявить о себе, раскрыть свою личность. Своих студентов здесь я узнавал не по их работам, а по их фамилиям. Это замечательно" - сказал на пресс-конференции член конкурсной комиссии Николай Гугнин. Эту мысль подтвердил и Михаил Борозна: "Здесь мы имеем дело с интересными молодыми творческими тенденциями и оцениваем именно их". Во второй раз членом конкурсной комиссии была атташе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в РБ Сильви Лёмассон: "Когда я получила это предложение, то обрадовалась, так как была уверена, что непременно увижу что-то совершенно замечательное. Я не ошиблась. Во всех, без исключения творческих работах виден талант и студента, и педагога. Лично мне более всего понравились графика, скульптура и персональные проекты".
"Мне интересны здесь промежутки между двигающимися телами. Это перфоманс высшего класса!" - заметил отличающийся особым своеобразием в творчестве и в жизни художник Пётр Кириллин. И был совершенно прав. Нескончаемая людская река, состоящая преимущественно из молодежи, стала логическим дополнением этой необычной экспозиции, что в результате создало завершенный пространственно-объемный объект в движении времени.

В прошлогодней Арт-Сессии участие студентов из Латвии было новым в развитии этого проекта и придало ему особый колорит. Сегодня уже невозможно представить себе Арт-Сессию без работ латвийских студентов и непосредственного их присутствия на этом празднике творчества молодых.
- В Риге в Академии Художеств в главном выставочном зале ежегодно проходят студенческие выставки. В галерее "Бастейс" также выставляются студенты, которые претендуют на стипендию Зариньша. Но там нет такого праздника, поэтому для нас Арт-сессия - потрясающая акция! Нам здесь нравится всё: творчество, люди, город. Мы в восторге! - поделились своими впечатлениями с корреспондентом студентки пятого курса Академии Наталия Ушакова и Елена Лавринович.
То, что в Арт-Сессии принимают участие латыши - личная заслуга президента открытого общественного фонда "Radigars" Петериса Гемса. Благодаря его активному участию и искреннему отношению к делу и людям состоялось уже немало совместных с витебскими художниками творческих проектов.
- Административная поддержка на высоте, - и со стороны консульства Латвийской Республики в Витебске, и со стороны посольства Беларуси в Латвии. Хотелось бы, чтобы к налаживанию культурных связей между нашими республиками повернулись лицом и бизнесмены Латвии. Фактически сегодня только латвийский фонд "Культурный капитал" и я поддержали эту акцию материально.
Между тем, как сказал перед церемонией награждения лауреатов конкурса-выставки Эдуард Чернивчан, Арт-Сессия по количеству спонсоров и меценатов может соперничать с национальной библиотекой РБ. Что ж, это обнадеживает и вселяет надежду, что проект будет жить и развиваться, поэтому я поинтересовалась у Михаила Борозны, вписываются ли в контекст современного европейского искусства молодых художников представленные здесь работы.
- Безусловно, они созвучны с общими современными художественными тенденциями. Но есть и свои особенности. Это культура цвета и большое уважение к технологии - и в живописи, и в графике, и в скульптуре, и в искусстве инсталляции. Очевидно, что все участники Арт-Сессии достаточно информированные люди, единственное, здесь недостаточно развито дискуссионное поле. В общем, замечательно, что есть возможность общения творческих личностей из Беларуси, России и Латвии - идет взаимное обогащение. Все что они видят, - впитывают, оценивают и это каждому из них в итоге помогает раскрыться энергетически и развиваться.
Среди всеобщего творческого хулиганства, разнообразного всплеска фантазий, нашедших воплощение в виртуальных дизайнерских работах, среди крутого авангарда я неожиданно обнаружила и традиционную живопись, чему немало удивилась. Бессменный председатель конкурсной комиссии, искусствовед Николай Пограновский так объяснил выбор этих работ для участия в выставке:
- Длительный опыт работы в Национальном музее РБ приучил меня к тому, что надо толерантно относиться ко всем направлениям искусства и в любом из них находить достоинства. Изобразительный язык, как и любой другой (литературный, музыкальный) живет в своем времени, и, что естественно, видоизменяется. Если этого не происходит, значит, этот язык становится мертвым. Например, есть английский язык, есть французский, есть русский, и наряду с ними - латынь. Это тоже язык, им тоже пользуются, только в гораздо меньшей степени, хотя достоинств его никто не умаляет. Так и здесь, главное - живописные качества и грамотность. Каждый идет своим путем. Лично мне очень понравилась объемно-пространственная скульптура студента ВГУ Михаила Седина "Разговор". У него хорошие перспективы, и дай Бог, чтобы он не сошел с этого пути. Он чувствует пространство, современные формы. Несмотря на то, что все мы разные и живем в различных государствах, где существуют различные художественные школы, все мы интегрированы в мировой художественный процесс. Мы его впитываем и живем в нем, хотим того или нет.
Елена Павлова

Журнал "Мастацтва", №8, 2001
 
 
Выстава пад назвай "ART SESSIO'2001" - юбiлейная, дзесятая па лiку ад 1992 года, i yжо адно гэта выклiкае павагу: некмерцыйная акцыя, прысвечаная непрыбытковаму "па вызначэнню" студэнцкаму мастацтву (ладжаная, як заяyлена, з мэтай "заахвочання творчай дзейнасцi студэнтцтва"), працягвае знаходзiць спонсараy i магчымасць аднаyляцца штогод.
I вельмi прыемнае yражанне: усцешыла колькасць наведнiкаy - збольшага моладзi - ды yвогуле рэакцыя вiцябчан. У "перакормленым" мастацкiмi iмпрэзамi Мiнску студэнцкая выстава, на жаль, не выклiкае такой цiкавасцi. Рэакцыя аyдыторыi на перамогу "сваiх" была шчырай i эмацыянальнай. Энтузiязм i зацiкаyленасць самiх удзельнiкаy i наведнiкаy выставы "ART SESSIO'2001" - вось галоyная каштоyнасць iмпрэзы.
Марыя Грамыка