IFMCart_sessioменестрельглавная
  ifmc галлерея новости пресса отзыв архив
 
«Витьбичи», № 138 от 28 ноября 2006 г.

«НА ПЛАНЕТЕ ТАНЦА»

 

Из Витебска в Пекин в прошедшее воскресенье увезли Гран-при XIX Между­ народного фестиваля совре­ менной хореографии солис­ ты и хореографы ансамбля песни и танца Китайской ар­мии Син На и Джан Чиан. Миниатюра «Рифмы гармонии» - не самый загруженный в смысле содержания фрагмент из бесконечной истории о том, как не могут друг без друга инь и янь. Восторг вызывал именно красивый танец. В истории IF МС — это не пер­ вое золото для китайских артистов. И в какой- то степени результат оказался прогнозируемым, но до грусти - были и другие ожидания в раз­ решении конкурсной интриги. Меняется воспри­ ятие, и хочется более глубоких откровений, тем паче векторы современной хореографии на­ правлены именно к ним. В этом смысле танец китайских хореографов оказался как бы над конкурсом. Пусть мнение автора субъективно, однако, в нем разделенная грусть той части зри­ телей, которые воспитаны фестивалем, и кри­тиков, которые сделали иные открытия.

Художественный проект IFMC с участием многих творческих личностей, так или ина­че, отражает актуальное состояние совре­менного человека. На фестиваль современ­ной хореографии мы ходим смотреть на себя, смотреть, но не любоваться. Метафо­рические «зеркала» современного танца своеобразная терапия. На прошедшем фес тивале они были очень разные. Это 35 про­изведений, представленных на конкурс ав­торами из десяти стран. В финал по реше­нию жюри попала треть конкурсных работ, поставленных в Беларуси, России, Эстонии, Китае, Германии, Молдове.

За державу обидно не было. Открытием IFMC ' 2006 стал проект Ольги Лабовкиной и Жанны Маглыш — «В двух шагах от...» ( I пре­ мия в номинации «Хореографическая мини­ атюра»). Ольгу Лабовкину зрители помнят по ее работе в группе «ТАД» Дмитрия Куракуло ва. У них был замечательный дуэт «Кумпарси та», отмеченный жюри на одном из прошлых конкурсов. В 2004-м Лабовкина представила самостоятельную работу «Мечты ры­ жего человечка» и привлекла к себе внимание. Первая совместная поста­ новка с Жанной Маглыш ожиданий не обманула. Напротив. Светлана Гутков ская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой хореог­ рафии Белорусского госуниверситета культуры и член экспертного совета IFMC , уверена, что эти хореографы - надеж­ да белорусского танца.

Конкурс IFMC '2006 получился по-настояще­ му весомым, полифоничным. Сложилась ли мозаика, дающая представление о том, что же происходит сейчас в мире танца? Об этом мы поговорили с Витой Мозурайте, балетным кри­ тиком, преподавателем истории танца Вильнюс ской академии музыки и председателем эксперт­ ного совета на фестивале. Она заметила:

— В рамках существующих тенденций труд­ но дать определение большинству выступав­ших коллективов. Это - постмодерн. Напри­ мер, как характеризовать проект Лабовкиной и Маглыш? Это совмещение современного танца и так называемого театра танго. Сдела­ но прекрасно! Сейчас актуально внедрение ка­ ких-то элементов, например, уличного танца в модерн. Так поставлена миниатюра «Белый дом» танцевальной компании Берлинского университета драмы и танца (хореограф Оль­ га Костель, специальная премия «За дебют» ). Настоящие, как это понима­ется на Западе, театр танца - «Театр-сту­ дия современной хореографии» из Мос квы (хореограф Лариса Александрова, од­ ноактный балет «Путешествие против вет­ ра», премия имени Евгения Панфилова) и театр движения — московский «Вортэкс» (хо­ реограф Денис Бородицкий, «N ext to you », I премия в номинации «Одноактный ба­ лет»). В целом, конкурс - отблеск того, что происходит в мире современной хореогра­фии, где явно выражены три тенденции - танец и театр идут навстречу друг другу; ис­ пользование мультимедийных проектов в хо­ реографии и перформанс. Вот это последнее направление в Витебске еще не отражено.

Одно из впечатлений от конкурса - среди участников много ищущей молодежи и авто­ ров, личность которых ярко проявилась. Сре­ ди них хореографы Александра Сошникова и Сергей Головня из Молдовы (группа совре­ менного танца и перформанса « Voices », «Простые вещи» — II премия в номинации «Одноактный балет»), Маттео Молес из Эс­ тонии ( Fine 5 dance theatre , «Один свет, две тени» — II премия в номинации «Хореогра­ фическая миниатюра»), Наиль Ибрагимов из Казани (Камерный балет «Пантера», мини­атюра «Солдаты» — специальная премия).

Эксперты отмечали некоторую неровность конкурса в плане отбора конкурсных работ, когда рядом выступают начинающие танцов­ щики и хореографы и профессионалы. Но трудно не поддержать Светлану Гутковскую, которая предложила на задачу фестиваля посмот­реть под другим углом зре­ния: «Она не столько в том, чтобы раздать премии, сколько в том, чтобы дать шанс творческой молодежи выйти на эту легендарную сце­ну, испытать потрясе­ние и многому на­учиться». Собственно, это происходит девят­надцать лет.

Наталия Крупица

 

«Витебский курьер», № 90 от 28 ноября 2006 года

«ПЛАНЕТА ТАНЕЦ »

 

Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC) 2006 года оставил неоднозначные впечатления как у его участников, так и у зрителей. Кто-то получил эмоциональный шок, кто-то остался в восхищении от гуттаперчевых тел ки­тайцев, кто-то был приятно удивлен успешным выступлением нашей соотечественницы Ольги Лабовкиной, кто-то обсуждал вердикт жюри и остался недоволен конкурсными результатами, а кто-то просто сожалел о том, что вечера хореографии в Ви­тебске так быстро подошли к концу. Одно бесспорно: IFMC расширил представления витебского зрителя о таком сложном явлении в танцевальном искусстве, как contemporary dance. Хо­реографам и танцовщикам фестиваль помог обогатить знания о направлени­ях современного танца и путях его раз­вития в странах СНГ и Западной Евро­пы. И у всех состоялось знакомство с интересными личностями, искателями нового модерн-танца.

КРАСКИ И ОТТЕНКИ МОДЕРН-ТАНЦА

Уровень конкурсных работ члены эк­спертного совета IFMC назвали и неординарным, и очень разным, и неров­ным. Потому что на одной сцене свое творчество демонстрировали и профес­сионалы, и только начинающие рабо­тать в этом жанре авторы. Прозвучала даже мысль о том, что целесообразнее было бы проводить более тщательный предварительный отбор или каким-то образом дифференцировать участни­ков. Но, с другой стороны, права кан­дидат филологических наук, доцент, за­ведующая кафедрой хореографии Бело­русского государственного университе­та культуры и искусства Светлана Гутковская. «Задача фестиваля не только раздать награды и титулы, но и дать воз­можность, для многих единственную, воочию увидеть сильные, профессио­нальные труппы и исполнителей, поучиться у них мастерству. Видео не дает того, что может дать живое общение», - отметила она.

В этом году ведущие специалисты из семи стран мира, составившие жюри и секцию критики, просмотрели 35 одно­актных балетов и хореографических миниатюр. В целом, по словам экспертов, конкурс получился все же интересным и нескучным. Заметим, свойственные ранее модерн-танцу депрессия и мрач­ность уступают место светлым, иронич­ным, добрым, с чувством юмора поста­новкам. Да и беспредметным искусст­вом современную хореографию уже трудно назвать. Хотя были и абстракт­ные произведения, и такие, от которых даже клонило ко сну.

В финал вошли семь коллективов, чьи произведения смотрелись на одном ды­хании. Они и поделили между собой на­грады IFMC'2006. На удивление, мне­ния жюри, критиков и зрителей прак­тически сошлись. Украшением фести­валя назвали выступление молдаван: их спектакль «Простые вещи» с элемента­ми театра, видео, импровизации - это ироничная, комичная, трогательная, ро­мантическая история об отношениях, желаниях, возможностях. В общем, о жизни в Молдове. Ребята вообще не рассчитывали на какую-нибудь награду, а ехали в Витебск, как говорится, в раз­ведку.

Москвичи просто всех поразили и ста­ли открытием фестиваля. По определе­нию специалистов, они - настоящие театры танцев. Такие, как в Европе. АНО «Театр-студия современной хоре­ографии» был представлен спектакль «Путешествие против ветра». Автор - Лариса Александрова, ученица небезызвестной Ольги Пона. Театр современного танца «Вортекс» предложил одноактный балет «Next to you», тема которого - человек внутри социума. Хореограф спектакля Сергей Бородицкий выступает за чистые движе­ния, которые, по словам крити­ков, он наполняет глубоким смыслом, привлекает внимание многослойностью образа, мета­форичностью форм.

Зато дуэт Ольги Лабовкиной и Жанны Маглыш перевернул представление некоторых специ­алистов о белорусском современ­ном танце. Их замечательная по­становка «В двух шагах от...» по­добралась очень близко к уровню совре­менного танца Европы. Вот только... Когда стали известны имена обладате­лей Гран-при, коими стали представи­тели Китая, некоторым взгрустнулось. Нет. Никто не оспаривал (и даже не пы­тался этого делать) потрясающую техни­ку китайских танцоров. Они были бес­подобны и всем очень понравились. Но в кулуарах знающие люди говорили, что за этой красивостью ничего нет, кроме обыденного, набившего уже оскомину сюжета об Инь и Янь. А ведь в совре­менном танце мы все-таки говорим о какой-то метафоричности, ассоциациях, иллюзиях, концепциях, идеях. Председатель экспертного совета IFMC, балетный критик, преподаватель истории танца Вильнюсской музыкаль­ной академии Вита Мозурайте дала свою оценку витебскому фестивалю: - Я уже в третий раз на вашем форуме пластического искусства и не перестаю приятно удивляться. Все на очень про­фессиональном уровне. Наши хореогра­фы всегда испытывают гордость, если им выпадает честь ехать в Витебск. Здесь чувствуется благодатная почва, достаточ­но личностей, настолько, что можно даже поубавить. В этом году я впервые увидела международный конкурс. Он более весомый, чем в предыдущие годы. Но все увиденное можно назвать лишь отблесками того, что творится сегодня в мире.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

Сергея Смирнова и его хореографичес­кую компанию «Эксцентрик-балет» ви­тебская публика ждала с нетерпением. Их с первого же знакомства приняли, признали и полюбили, Смирнов стал для Витебска родным и всегда желанным гостем. Любовь оказалась взаимной.

«Витебский фестиваль - это удивитель­ный полифонический форум. Здесь можно увидеть такой огромный срез танцевального искусства, где творят ху­дожники XX и XXI веков. У нас в Рос­сии такого фестиваля нет. Для нас Ви­тебск - второй дом», - сказал Сергей Смирнов. В этот раз он привез спек­такль «Выше неба», где во главе угла - маленький человек большого города. Причем в этой постановке, в отличие от других работ, 30% - поверхностная кар­тинка, а 70% - глубина. Как признался Сергей, маленький че­ловек - это его фишка. Он его находит в любом спектакле. И когда из него не получилось ни Зигфрида, ни Бори Мо­исеева, он нашел выход - маленький те­атр маленького человечка. Что и сделал. Смирнов до модерна танцевал и балет, и народный танец, и даже выступал в военных сапогах, шинели и фуражке. И если его спектакли не в контексте, не в формате, то он говорит: «Слава богу!». Он делает свои опыты. Он чувствует себя гораздо комфортнее в состоянии, когда хочется сбежать без оглядки. Сергей Смирнов не любит принимать участие в конкурсах. Это принципиально. «Небла­годарное это дело, - счи­тает он - Конкурс_- это, как лотерея. А личность художника так легко ра­нить и недооценить». Но им приходится ездить и на конкурсы. Все продикто­вано необходимостью. В России слабо развиты га­строльные танцевальные туры. И чтобы показать и подарить зрителям свое творчество, они вынужде­ны участвовать в конкур­сных баталиях ради сце­ны, ради проката. А еще Смирнов расска­зал, что его спектакли идут скорее от души, эмоций, нежели от академической или народной техники. Он никогда не будет замазывать свой фэйс под европейские шаблоны, как делают многие и теряют самих себя. Было сказано много благо­дарностей в адрес своего родного Ека­теринбурга, в котором процветает все, что может. Где есть свой театр, своя сце­на, свой многочисленный зритель. Го­ворилось и о российских коллективах современного танца как об альтруистах, пионерах и энтузиастах. Смирнову по­везло больше. Театр, где они творят, име­ет муниципальный статус. Таких в Рос­сии только три.

У гостей из Швейцарии - коллектива « Tactus & Obviam est » - в спектакле «Я, Любовь и толпа» также целью исследо­вания является человек. Но зрителю да­ется возможность погрузиться в поток своих собственных эмоций. Танцор лишь зеркало импульсов, страхов, же­ланий, переживаний. Примечательно, что весь спектакль исполняет всего лишь один человек. По словам зарубеж­ных гостей, главная задумка спектак­ля - зритель должен увидеть в танце прежде всего человеческое существо, а потом уже хорошего исполнителя. И им показалось, что это получилось. Го­сти из Швейцарии ехали на фестиваль, испытывая большое любопытство. У них редко бывают российские коллек­тивы, и они практически ничего не зна­ли о нашем модерн-танце. Витебский фестиваль впечатлил их разнообрази­ем и креативностью. «Здесь замеча­тельно. Все увиденное - это богатство для нас», - восхищенно говорили швей­царцы. В их стране современная хоре­ография - это черная овца (т.е. белая ворона по-нашему). Предпочтение от­дается техничным танцам, поэтому очень трудно быть представителем это­го вида искусства. Сам модерн-танец в Швейцарии холодный и концептуаль­ный.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Светлана Гутковская назвала витебский фестиваль планетой по имени Та­нец. Александр Азаркевич из Польши, кандидат искусствоведения, хореограф, директор Дягилевского международно­го конкурса, считает Витебск малень­ким Парижем на карте Беларуси. Вален­тин Елизарьев, народный артист СССР и Беларуси, художественный руководи­тель и директор Национального акаде­мического Большого театра РБ, предсе­датель международного жюри конкур­са витебского фестиваля, сказал, что « IF МС - это территория танца и движе­ние к новому. А в движении, как извест­но, - Жизнь».

Алеся Метла



«СБ», № 222 от 25.11.2006 г

«ТЕЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

 

Наконец-то эксперты и профессионалы сошлись во мнении: историческая и конкурсная составляющая бе­ лорусского фестиваля не имеет аналогов в мировой пра­ ктике. Все сколько-нибудь профессиональные танцтеа тры из стран СНГ рано или поздно начинают свой слож ный путь в жанре contemporary именно на сцене КДЦ «Витебск». Современная хореография за свою почти сто­ летнюю историю легко прижилась в Америке и старой Европе, в тех странах и обществах, где в моде психоана­ лиз. По Делезу, мы плохо говорим, невнятно артикули­ руем, поскольку «язык полностью погружен в зияющие глубины тела». Вывести тело из ступора, «проговорить» в танце все личностные и социальные конфликты — вот для чего существует танец модерн.

На витебский фестиваль съехались танцевальные труппы из 11 стран мира. Хореографы и танцовщики изумлены нашим мощным фестивальным движением, особенно те из них, кто приехал в Витебск впервые. Ска­ жем, хореограф московского театра современного танца «Вортекс» Денис Бородацкий, крепкий профессионал с завидным танцевальным «бэкграундом», утверждает: «Ни в Америке, ни в Европе не доводилось бывать на фе­ стивале, где творческая машина работала бы так по-су­ масшедшему искусно и грамотно».

Конкурс I ЕМС - это 35 хореографических произве­ дений, представленных в течение двух дней на фести­ вальной сцене. Работе жюри не позавидуешь: сегодня к четырем часам дня они должны вывести в финал лучше­го хореографа. А конкурс в этом году сильнейший, в нем представлены как традиционные виртуозы жанра, скажем, пекинский Ансамбль песни и пляски Китайской народной армии, челябинский ансамбль «Линия», упо­ мянутый московский «Вортекс», так и неустанные экс­ периментаторы польский «Театр Окагрпагу», калинин­градский «Инклюзы», витебская студия современной хо­ реографии Дианы Юрченко, гродненский «ТАД»...

— Ваш зритель реагирует на спектакли удивительно точно, — говорит член жюри IF МС Генрих Майоров, ху­ друк Московской государственной академии хореогра­ фии. — А я смотрю в эти дни на сцену и даже немного раздражаюсь: как много талантливых хореографов, ока зывается. Молодых, дерзких, как мы говорим, «других», но, безусловно, даровитых.

Об актуальных тенденциях современного танца пого­ ворим через несколько дней, после завершения фестива­ ля. Для автора этих строк важнейшим из искусств явля­ ется contemporary , и теперешнее свое пребывание на фе­ стивале я называю экстазом собственного существова­ ния. Эти свободные, часто грубые, не скованные класси­ кой телесные силы модерн-трупп освобождают ум. От чего?.. От устарелых взглядов.

Виктория Попова

  вверх


Дизайн: MultiMedia © 2001