IFMCart_sessioменестрельглавная
 
ifmc
галерея новости пресса отзыв архив
"Отчет об IFMC'2012"
 IFMC 2013 posterc


  25-ый Международный фестиваль современной хореографии, или IFMC, состоялся с 21 по 25 ноября. Эти даты касаются именно Витебска, потому что участники фестиваля давали концерты и в других городах страны. С Беларусью IFMC простился 28 ноября концертом в Национальном академическом Большом театре оперы и балета.

Все-таки странно и непостижимо, почему именно Витебск вначале 20-ых годов прошлого столетия собрал такое количество выдающихся творцов и умов? Малевич, Кандинский, Бахтин, Соллертинский, Пэн, Шагал и многих других, кто оказал столь внушительное влияние на культуру, искусство и философию целого столетия? И все здесь – в Витебске.

И почему именно в Витебске в 1987 году родился фестиваль современной хореографии? Если бы Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Нижний Новгород, Екатеринбург или любой другой исторический культурный центр России – понятно и закономерно. Витебск – непонятно. Что-то в этом городе все-таки есть – нематериальное, из другого измерения, и к счастью, благодатное для культуры и искусства.

Каким был IFMC’2012? Как отмечался день рождения? Подмывало исполнить на концерте открытия вместе с залом «Happy Birthday», но решили не рисковать. Вначале была «Диаспора танцующих» Пермского государственного театра «Балет Евгения Панфилова». Легендарный, любимый. Старый-новый друг фестиваля. Новый, потому что в его составе были совсем молодые танцовщики, которые только знакомились с Витебском. Старый, потому что на сцене были и артисты того состава театра, который влюбил в себя Витебск и не только - Сергей Райник, Алексей Расторгуев, Мария Тихонова и Елена Кондакова, Алексей Колбин и Владимир Галкин, балетмейстер-постановщик Наталья Масленникова. «Старикам» дарили розы и аплодисменты. А потом на сцену вышли другие ветераны. С одной стороны ветераны, а с другой детство современной хореографии на постсоветском пространстве, от которого нас отделяет целое поколение. Было необычайно волнительно и трогательно увидеть их всех вместе - «Fine Five Dance Theatre», группу «ТАД», Челябинский театр современного танца, «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова, «Провинциальные танцы».


Очевидцы детства современного танца были не только на сцене, но и в зрительном зале - критики, искусствоведы экспертного совета IFMC. Это профессионалы, которые вместе с нами уже 20 лет делают выводы, советуют и помогают. Они такие же символы, талисманы фестиваля, в статьях и публикациях которых зафиксированы прошедшие четверть века:

b Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой хореографии Белорусской Академии музыки Юлия Чурко,
b Заслуженный деятель искусств России, профессор, кандидат философских наук, вице-президент ассоциации хореографов России, главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская,
b балетный критик, музыковед, критик и исследователь музыкального театра, член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии России «Золотая маска», арт-директор фестиваля «На грани», председатель экспертного совета Лариса Барыкина,
b балетный критик, преподаватель истории танца Вильнюсской музыкальной академии Вита Мозурайте,
b хореограф, лауреат международных конкурсов, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств Светлана Гутковская,
b критик в области современного танца, преподаватель кафедры хореографии Таллиннского университета Хейли Эйнасто.


По-прежнему, как и 25 лет назад, Витебский фестиваль не обошелся без интриги конкурса. В традиционном приветствии-поклоне в открытии предстали:

b мастерская современной хореографии Антонины Красновой, Москва
b ансамбль современной хореографии Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Вечное движение»
b творческая мастерская Соны Овсепян, Москва
b театр танца «нОга», Омск
b Олег Степанов, Екатеринбург
b компания танца «Акведук», Санкт-Петербург
b мастерская движения «КромеСлов», Москва
b проект «FORma'T», Челябинск
b экспериментальный театр танца Арины Панфиловой, Пермь
b проекты Алексея Бусько, Сергея Кона и Анастасия Харченко, Киев
b «Totem dance group», Киев
b проект Сергея Кона, Киев
b «Arts printing house», Вильнюс
b Мария Горальчик - солистка Национальной балетной школы имени Феликса Парнэлла, Лодзь
b «Basel Dance Company», Базель
b ансамбль кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств
b «Skvo’s dance company», Минск
b студия современного танца «Параллели», Витебск
b театр-студия современной хореографии п/у Дианы Юрченко, Витебск
b театр танца «Karakuli», Минск
b хореографический ансамбль «Алеся», Могилёв
b Laura Kvelstein, Таллинн
b «Gao Shan Dance Company», Германия
b «Cie Shen Company», Германия - «Dance Creation Award», Токио


Судьбу Гран-при и других премий международного конкурса на 25-ом фестивале современной хореографии в Витебске решали:

b Народный артист СССР и Российской Федерации, балетмейстер, педагог, председатель жюри конкурса Владимир Васильев, Россия,
b Народная артистка Беларуси, ведущая солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Людмила Кудрявцева,
b искусствовед, директор Немецкого Института Кинематографии Танца в Бремене Хейде-Мари Хэртель, Германия,
b хореограф, педагог Элис Дор Коэн, Израиль,
b хореограф, педагог, председатель ассоциации профессиональных танцоров Ирландии Эдриенн Браун, Ирландия
b хореограф, педагог, балетный критик, главный редактор журнала «Dance Magazine» Венди Перрон, США
b хореограф, художественный руководитель театра современной хореографии «Киев Модерн-Балет» Раду Поклитару, Украина


Назвать концерт открытия ретроспективой фестиваля можно лишь с большой натяжкой, тем не менее, без сюрприза не обошлось. Это был балет «Street Jazz», Москва. Дело в том, что его основатель и руководитель Сергей Мандрик на сегодня является единственным участником самого первого фестиваля, кто с тех пор остался в профессии. Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» исполнили Народные артисты Беларуси, ведущие солисты Национального театра оперы и балета Игорь Артамонов и Людмила Кудрявцева. Уникальной можно назвать «Кумпарситу», которая «прозвучала» в оригинальном составе. Музыку Пьяцолло танцевали Дмитрий Куракулов и Ольга Лабовкина, ровно так, как и десятилетие назад в составе группы «ТАД». Фрагмент «Сигналы точного времени» из нового спектакля подарил витебскому зрителю «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова. «Киев Модерн-балет» шутил и подтрунивал миниатюрой «1+1+1», отныне государственный театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» размышлял на «Низкой частоте» человеческих отношений. Удивительный и любопытный дуэт «HeadFeedHands» из Германии показал мини-спектакль [How to be] Almost There. Синтез акробатического искусства и принципов танцевального театра придал рассказу об одиночестве новый уровень восприятия современного танца, его возможностей. Тим Берен и Флориан Патшовски заслужили аплодисменты итогам своих творческих поисков. Первое отделение концерта закончилось фрагментом балета «8 русских песен». Трудно подсчитать, сколько раз видела сцена концертного зала «Витебск» это произведение. Но каждое выступление дарит новые эмоции и впечатления. А после антракта Витебск встречал «Провинциальные танцы». Если учесть, что дата предыдущего свидания 1999-ый год, то встреча была более, чем желанной. «Sepia» - это завораживающее действие, прикосновение к тому, что нам не принадлежит и абсолютно не подвластно. Можно лишь смотреть на бесконечность сыплющегося песка и удивляться собственным мыслям и ассоциациям, рождающихся благодаря Тертеряну и «провинциалам».


Второй день фестиваля подарил встречу с Челябинским театром современного танца. Мы смотрели «Пунктиры». Спектакль на музыку современных композиторов поставлен Ольгой Поной в соавторстве с танцовщиками коллектива. Самое главное впечатление - это была встреча с театром танца 21-ого века. Тема, содержание, художественное оформление, великолепное исполнение – все в целом праздник для зрителя.

Спустя час по окончании встречи в филармонии, эпицентр IFMC переместился в зал театра Якуба Коласа. Первыми выступил «Fine Five Dance Theatre» с полномасштабным спектаклем «Mandala» - сложное медитативное действо полное сакральных символов. Но если Вы задумываетесь о времени, если Вам интересно устройство мироздания и вы хотите изменить не только мир, но и себя самого – это ваш спектакль.

Гости из Франции компания «La Vouivre» показала в Витебске бестселлер «Oups». Дуэт в составе Беренжер Фурнье и Самюэля Фассиоли показывает этот спектакль по всему миру в течение последних 10 лет и пользуется неизменным успехом у публики. Очевидно, что этот танец мог родиться только во Франции и исполнить его могут только французы, наверное. Легко, изящно, с юмором и провокационными приемами говорить о взаимоотношении полов без намека на пошлость – талантливо, ничего не скажешь.


В первом отделении «Jo Stromgren Kompani» давал знаменитый спектакль «Танцевальное посвящение искусству футбола». По признанию самого автора, ни он, ни танцовщики не ожидали триумфального успеха спектакля. Более того, несколько лет назад труппа решила было отказаться от него вовсе, поскольку появилось слишком много плагиата и компания рисковала стать подражателем самой себя. Однако постановка возродилась из-за бесконечного потока просьб от импресарио и буквально требований зрителей. Таким образом, Витебску повезло, и мы увидели мастерски скроенный спектакль в авторской манере Стромгрена. Достаточно сказать, что когда «футболист» со страдальческим лицом катался по сцене, держась за якобы ушибленную ногу и вымаливая пенальти в ворота соперника, один из зрителей в полный голос скандировал: «Хватит притворяться, давай играй!»

Во втором отделении концерта «Эксцентрик-балет» танцевал «Маленькие истории, рассказанные другу». В пресс-релизе к спектаклю сказано: «Маленькие истории» - это ностальгический спектакль о том, что, наверное, уже никогда не вернуть. Смирновские «человечки из большого города» подкупают своей искренностью, какой сегодня, пожалуй, и не встретишь». Солидарен на все 100. И вот о чем хотелось бы спросить автора: «Интересно, так о своем времени будут говорить и все последующие поколения?» Или, не стоит задаваться этим вопросом? Ведь нас это уже не коснется.


В этот день, в полном соответствии с Положением, состоялись два публичных концерта финала Международного конкурса (о его итогах ниже). В одном из них принял участие «Балет Евгения Панфилова» с постановкой Алексея Расторгуева «Destino». Мягкая, лирическая хореография повествует о доме, предметы быта которого хранят любовь, переживания и даты жизни его хозяев, становясь небезучастными свидетелями судьбы.


Гала-концерт, в первую очередь, подвел итоги конкурса. Специальная премия экспертного совета «За пластическую индивидуальность» вручена Олегу Степанову, солисту театра «Провинциальные танцы» за миниатюру «NoBodY». Премией «За гармонию в танце» экспертный совет отметил международный проект из Германии «Cie Shen Company» с миниатюрой «Countless In Reversing Gear». Оба обладателя премий блеснули запоминающейся авторской лексикой и безупречным исполнением. Третьим избранником совета стал «Arts printing house», Вильнюс. Специальная премия «За смысловое наполнение танца» была вручена за версию одноактного балета «Feel-link». Брейк-данс в очередной раз доказал свою жизнеспособность на большой сцене благодаря Аириде Гудайте-Закевичюсине и Лауринасу Закевичюсу. Взяв за основу технику андеграунда, молодые люди создали насыщенный и эмоциональный танец. По согласованию с членами международного жюри и экспертного совета, обладателем специальной премии имени Евгения Панфилова, как лучший хореограф конкурса, стал Константин Кейхель за миниатюры «Расстояние» и «Путь Харона». И Константин и компания танца «Акведук» из Санкт-Петербурга праздновали свой успех на церемонии награждения дважды. Хореографическая миниатюра «Расстояние» стала и лауреатом 2-ой премии конкурса. Вторая премия в номинации «хореографическая миниатюра» принадлежит и «Totem dance group» из Киева за работу «Пустота» в постановке Кристины Шишкаревой. Следует сказать, что решением членов жюри в номинации «одноактный балет» вручен диплом лишь за 1-ую премию, а призовой фонд был перераспределен в пользу хореографических миниатюр. Таким образом, их стало четыре. Другими обладателями вторых премий стали «Проект Сергея Кона» с миниатюрой «Баллада о друге» и «Проект Анастасии Харченко» с миниатюрой «Паганини о нас». Здесь необходимо приоткрыть «завесу тайны». И Сергей Кон и Анастасия Харченко являются солистами КМБ («Киев Модерн-Балет»), что, несомненно, является свидетельством успеха и театра и собственно Раду Поклитару – хореографа и руководителя. Согласитесь, свободное плавание артистов театра принесло хорошие результаты. Что касается первой премии номинации, то ее обладателем стал ансамбль современной хореографии Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Вечное движение», миниатюра «Колесо жизни», хореография - Денис Чернышов. Единственный диплом и первая премия в номинации «одноактный балет» вручены «Dance Creation Award» из Японии, балет «The world of microscopic». Художественный руководитель компании Chiyuki Nishihara была откровенно потрясена успехом и, принимая диплом из рук Владимира Васильева, не могла скрыть слез радости. И наконец, Гран-при конкурса IFMC’2012. Придется снова вернуться к «Киев Модерн-Балет», так как Алексей Бусько также является солистом театра, а его миниатюра-победитель «Альбом» служит еще одним доказательством успеха школы Раду Поклитару. Трудно сказать, принимал ли, и какое участие в создании лауреатских произведений Поклитару, поинтересуйтесь сами. Впервые в Беларуси, на Гала-концерте юбилейного фестиваля выступала Национальная танцевальная компания Уэльса. В репертуаре коллектива есть постановки практически всех выдающихся современников, мэтров современной хореографии, но на фестиваль мы попросили привезти спектакль «Dream»/Мечта на музыку Равеля и Уильямс Грэйс, хореография – Кристофер Брюс. Вдохновение для этой постановки хореограф черпал из двух основных событий в британской жизни 2012 года – Олимпийские Игры в Лондоне и юбилей королевы. Балет полон остроумных ссылок на прошлое и настоящее, проникнут теплым юмором и просто расточает удовольствие от самого факта физического движения во всех его формах. Автор считает, что у атлетов и танцоров есть много общего, как и у всех конкурентов и исполнителей. Но, главное, что движет и теми и другими – это мечта, ради достижения которой не только они, но и любой человек на земле должен упорно работать. Но кроме этого, на мой взгляд, работа светится и еще одной мечтой - о любви. К миру, друг к другу, к честной, порядочной конкуренции - несмотря на всю жестокость современного мира. В ней незримо присутствует лозунг Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» - пусть мечта, но зато какая!


О чем еще необходимо сказать?

Учредители 25-ого Международного фестиваля современной хореографии:
b Витебский областной и городской исполнительные комитеты
b Министерство культуры Республики Беларусь
b Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
b Государственное учреждение «Центр культуры «Витебск»

b Генеральный партнер фестиваля - компания Белвест. Организаторы фестиваля благодарят лично Генерального директора СООО «Белвест» Юрия Геннадьевича Суманеева за оказанную поддержку
b Официальный партнёр фестиваля - компания «Мобильные ТелеСистемы»
b Партнер фестиваля – ОАО «Белинвестбанк»

Еще можно познакомиться с афишей и буклетом (25Мб) фестиваля. В целом, IFMC’2013 был масштабным юбилейным форумом. Благодарим за поддержку и внимание наших учредителей, партнеров, зрителей.

Эдуард Чернивчан исполнительный директор IFMC
Авторы фото – Игорь Гусаков, Анна Мойсеюк, Дмитрий Аблецов, Иван Асташонок, Владимир Луповской, Рой Кэмпбел-Мур

 
 
 
c

 

b 
Адрес дирекции фестиваля:
c
210026, Республика Беларусь,
г. Витебск, парк им. Фрунзе, 1
Концертный зал «Витебск»,
Международный Фестиваль Современной Хореографии
Директор IFMC - Марина Романовская
Контактные телефоны: (+375-212) 37-49-02,37-73-96, 36-44-87,
факс: (+375-212) 37-49-02.
E-mail: artmark@mm.by
 
   
 

Дизайн: MultiMedia © 2001