IFMCart_sessioменестрельглавная
 
ifmc
галерея новости пресса отзыв архив
"Отчет об IFMC'2013"
 IFMC 2013 posterc

 

Как правило, к круглым датам организаторы мероприятия всегда готовят нечто особенное. 26-ой фестиваль не юбилейный, но, по-своему, примечательный. 20 ноября 2013 года, в день открытия, состоялась презентация книги, посвященной 25-летней истории Международного фестиваля современной хореографии в Витебске. Трудно или не очень оценить этот факт, но благодаря СООО «Белвест», его поддержке в издании книги, ежегодные события ноября на протяжении четверть века отныне вписаны в историю нашего города. Фестиваль рад этому обстоятельству и перед лицом учредителей, партнеров и общественности обещает следующие 25 лет продолжать в том же духе. Конечно, на 136-ти страницах книги уместились далеко не все события за отчетный период, потому что за эти годы в нем приняли участие тысячи специалистов, хореографов и танцоров из 40 стран мира. В его подготовке принимало участие, не менее, тысячи волонтеров, десятки заинтересованных ведомств самого высокого уровня Беларуси и зарубежных стран. Многие участники IFMC уже оставили свой след в искусстве конца прошлого и начала нового столетия, а некоторые из них вошли в энциклопедические справочники искусствоведческого толка. Но, самое главное, приятно за город. За Витебск, который, как и сто лет назад, остается пусть маленькой, но все-таки точкой на карте современного искусства.

До начала концерта-открытия, 20 ноября состоялась, также, презентация нового издания книги «Современный танец постсоветского пространства» (редактор Екатерина Васенина), которую представил продюсер, режиссер Лев Шульман. Старший советник международной танцевальной ярмарки в Дюссельдорфе Кайо Неллес поделился с участниками фестиваля личным опытом в области продюсирования и менеджмента. Открылись две фотовыставки, посвященные знаковому событию в мире танца - 100-летию балета И.Стравинского «Весна священная», состоялись первые практические мастер-классы. С полной программой фестиваля можно познакомиться благодаря буклету IFMC’2013, правда, как всегда, только в русскоязычном варианте.

За день до официального открытия, в концертном зале «Витебск» выступила компания танца «Фреска» из Израиля. Со спектаклем «Цербер» в постановке Йорама Карми познакомилась не только Витебская публика, но и зрители вечера современного танца в Национальном театре оперы и балета в Минске 17 ноября. Работа очень интересная, с оригинальной атмосферой мифологических преданий на музыку классических композиторов и современных авторов. На пресс-конференции со зрителями, устроенной сразу же после концерта, Йорам сказал, что не ставил перед собой сверхзадач и руководствовался лишь давней любовью к истории древней Греции, что не помешало зрителям найти подтекст и аналогии в каждом конкретном случае. Единодушным было лишь мнение по поводу использования в спектакле мобильной платформы, движение которой по сцене придавало еще больше таинственности и динамике повествования в целом. 


Зрители впервые увидели артистов белорусского конкурса современной хореографии. Заявки на участие поступили от двадцати с небольшим коллективов, в Витебск были приглашены 13:

b Театр-студия современной хореографии, руководитель Диана Юрченко, Витебск
b Проект Марины Кушнеровой «Свой почерк», Витебск
b Студия современного танца «Параллели», руководитель Анастасия Махова, Витебск
b Ансамбль «Алеся», руководитель Игорь Шувалов, Могилев
b Проект Влада Терещенко, Гродно
b Ансамбль «Престиж», руководитель Оксана Хевук, Брест
b Группа современной хореографии «ТАД», руководитель Дмитрий Куракулов, Гродно
b Проект Кирилла Балтрукова «синONиМЫ», Минск
b Театр танца «SKYLINE» Белорусского государственного  университета культуры и искусств, руководитель Ирина Широкая, Минск
b Творческая мастерская современных форм искусства «ОБОИ», руководитель Валентин Исаков, Гомель
b «Skvo’s Dance Company», руководитель Ольга Скворцова, Минск
b Группа современной хореографии «Разные лица», руководитель Татьяна Аксенова, Минск
b Проект Сергея Микеля «BGAM Company», Минск

С приветственным обращением к участникам и гостям фестиваля обратился Министр культуры Республики Беларусь Борис Владимирович Светлов. В конце своего выступления министр вручил три памятных диплома с благодарностью в адрес давних меценатов IFMC – генеральному партнеру СООО «Белвест», партнерам - компании «Мобильные ТелеСистемы» и ОАО «Белинвестбанк».

Затем на сцену поднялись сопредседатель жюри конкурса Лариса Барыкина и председатель международного жюри Раду Поклитару. Лариса Барыкина рассказала о 20-летии первой компании современного танца Беларуси - гродненской группе «ТАД», отметила творчество ее бессменного лидера Дмитрия Куракулова и под аплодисменты зрителей вручила виновникам букет цветов. Раду Поклитару, в свою очередь, обратился ко всем участникам конкурса, пожелал вдохновения и призвал поменьше говорить, а приступить, собственно, к танцу.

Театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» Белорусского государственного молодёжного театра танцевал миниатюру «Игра», которая в нынешнем году стала лауреатом московского международного балетного конкурса под председательством Народного Артиста СССР Юрия Григоровича. Солистка Пермского театра «Балет Евгения Панфилова» Мария Тихонова в этот вечер трижды выходила на сцену. Вначале было соло «Без тебя» (до недавнего времени «мужская хореография» в репертуаре художественного руководителя тетра Сергея Райника), затем в дуэте с Алексеем Расторгуевым с одноименным названием миниатюры «Дуэт» и, наконец, в составе труппы театра с фрагментом спектакля «Ромео и Джульетта». Так, или иначе, Мария вновь подтвердила статус солистки театра и любимицы публики. Солисты «Киев Модерн-Балет» Анастасия Харченко и Алексей Бусько исполнили Гран-при IFMC’2012 – миниатюру «Альбом», приличный уровень мастерства продемонстрировали солисты балетной школы имени Феликса Парнелля в городе Лодзь Адрианна Риеске и Александр Станишевски, снова удивил «Street Jazz» Сергея Мандрика.

Более, чем достойным финалом вечера стали «Шесть танцев» Иржи Килиана на музыку В.А. Моцарта в исполнении балетной труппы Национального театра оперы и балета. Классику современной хореографии на 26-ом фестивале встретили «на ура», что подтверждает правильность выбора репертуара руководством театра и уровень исполнительского мастерства белорусских артистов. Таким был вечер открытия.


 В первом отделении Витебск увидел полную версию спектакля «Feel-Link», созданного при поддержке Литовского центра искусств «Arts Printing House», в исполнении Аириды Гудайте и Лауринаса Закевичюса. Искренний и проникновенный спектакль-обладатель специальной премии международного конкурса IFMC’2012 «За смысловое наполнение танца», спектакль-обладатель премии Театров Литвы «Золотое сечение сцены» постановка не чистой воды хип-хоп культура, но в основе язык именно этого направления танца. Ныне артисты выступают как Вильнюсский театр танца «Low Air».

Если бы в аннотации к спектаклю «Едоки» - лауреату Российской национальной театральной премии России «Золотая Маска» (сезон 2011-2012г.) было написано, что спектакль посвящается Витебску, я бы не удивился. Город, известный именами великих художников и просветителей, местом рождения новой философии искусства достоин такого рода постановок. Московский театр-студия современной хореографии был на высоте благодаря и продюсеру Игорю Шегаю, и художественному руководителю - Заслуженной артистке России Ирине Афониной и совместной работе Екатерины Кисловой с танцовщиками, которые блестяще воплотили на сцене полный драматизма жизненный опыт Винсента Ван Гога: «Каждый, кто рискует выйти в открытое море, должен пройти через период тревог и блужданий на ощупь».


Спектакль-дипломант, тогда еще Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска» 1996 года, «Ромео и Джульетта», был обречен на зрительское внимание. Во-первых, он из перечня недавно восстановленного наследия Евгения Панфилова. Во-вторых, Витебск видел спектакль лишь один раз в 1997-ом году. В-третьих, давно на фестивале не было полномасштабных работ театра. А еще было крайне любопытно сделать экскурс в историю и попытаться представить атмосферу 17-летней давности, когда в одной из Пермских газет после премьеры можно было прочесть признание автора рецензии: «Трехактная история на музыку Сергея Прокофьева - про нас, про отцов и детей, и которой Панфилов покорил Пермь. Не шокировал, не восхитил, не удивил, а именно покорил…». Понятно, что с высоты положения дел на сегодня, слишком много воды утекло с той поры. Современный танец на постсоветском пространстве шагнул так далеко, и шагает так споро, что впору вносить предложение о создании некоего научно-исследовательского института. Но, вначале, кто-то должен все-таки покорить воображение зрителя одного города, потом двух…, целой страны. Исполнял театр хорошо, профессионально и бережно. Наверное еще и потому, что в составе труппы есть артисты, которые помнят его премьеру – экс-солистка, балетмейстер-постановщик Наталья Масленникова, художественный руководитель и хореограф Сергей Райник, хореограф и солист Алексей Расторгуев, Алексей Колбин, Владимир Галкин, Елена Кондакова и Мария Тихонова.


На сцену вышли участники публичного тура (финала) белорусского конкурса современной хореографии. Ожидаемый ли состав, или нет – дело международного жюри и, разумеется, личного списка впечатлений. Но, впервые в белорусском конкурсе принимали участие представители всех шести регионов Беларуси. По своему, показательно, что в Республике уже есть коллективы, которым не обязательно участвовать в конкурсе с целью заявить о себе и привлечь внимание. И самое главное, остается место для извечного спора – так нужен конкурс или нет, в принципе. Что хорошо для обеих сторон? Чаша весов все равно останется незыблемой и, по-прежнему, будет дразнить оппонентов. Кстати, еще один камешек в омут разногласий. «Золотая маска» не конкурс? Это ничего, что Мариинский и Большой в нем участвуют? А знаменитый «Оскар» не конкурс? Это очень большой список. Что касается итогов белорусского конкурса современной хореографии, читаем ниже.


Решением международного жюри, премия, заявленная в номинации «одноактный балет» была перенесена в номинацию «хореографическая миниатюра» и перечень обладателей специальных премий и званий лауреатов белорусского конкурса 2013-ого года отныне выглядит следующим образом:

- специальная премия «Перспектива» за хореографическую миниатюру «Музыка воды» на музыку современных авторов. Хореография: Валентин Исаков. Исполнитель: Творческая мастерская современных форм искусства «ОБОИ», Гомель

- специальная премия «За исполнительское мастерство» за одноактный балет «Бардо» на музыку современных авторов. Хореография: Ольга Скворцова. Исполнитель: «Skvo’s Dance Company», Минск

Еще одна, незаявленная в Положении, специальная премия была учреждена по итогам конкурса дирекцией IFMC’2013 (государственного учреждения «Центр культуры «Витебск») - «Творческий аванс» за хореографическую миниатюру «Первая проба» на музыку классических композиторов и современных авторов. Хореография: Кирилл Балтруков. Исполнитель: Проект Кирилла Балтрукова «синONиМЫ», Минск

- диплом лауреата в номинации «хореографическая миниатюра» за постановку «Обыкновенная история». Музыка: Святослав Вакарчук, хореография: Татьяна Аксенова. Исполнитель: Группа современной хореографии «Разные лица», Минск

- диплом лауреата в номинации «хореографическая миниатюра» за постановку «Потерянные и найденные» на музыку современных авторов. Хореография: Сергей Микель. Исполнитель: Проект Сергея Микеля «BGAM Company» (при содействии учреждения образования «Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж»), Минск


В работе международного жюри конкурса приняли участие:

b хореограф, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель театра современной хореографии «Киев Модерн-Балет», председатель жюри - Раду Поклитару, Украина
b балетный критик, музыковед, критик и исследователь музыкального театра, член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии России «Золотая маска», арт-директор фестиваля «На грани», сопредседатель жюри конкурса Лариса Барыкина, Россия
b хореограф, лауреат международных конкурсов, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств Светлана Гутковская, Беларусь
b хореограф, режиссер, лауреат международных конкурсов, создатель и художественный руководитель проекта «Кинетический театр», художественный руководитель объединения театров танца России «ЦЕХ» - Александр Пепеляев, Россия
b искусствовед, критик танца - Ингрида Гербютавичите, Литва
b Народная артистка Беларуси, ведущая солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь - Людмила Кудрявцева
b Директор управления современного танца земли Северный Рейн-Вестфалия и старший советник Международной танцевальной ярмарки в Дюссельдорфе - Kajo Nelles, Германия

 

Правда, подведение итогов конкурса случилось в самом финале концерта. А в первой части вечера на сцене танцевала классическая труппа Русского камерного балета «Москва». «Эгопойнт» - работа ведущей танцовщицы Staatsballet Berlin Надежды Сайдаковой с московскими артистами – это спектакль-дилемма, мимо которой не может пройти ни один современный человек: невероятный темп жизни, когда надо везде успеть, стать и оставаться успешным и самым главным человеческим желанием – разобраться в себе, ответить на вопрос «зачем?». Танцовщики на пуантах. Музыка – транс. Декорация – концепт. Все вместе и порознь было любопытно и интригующе.

Фестиваль получился достаточно продолжительным, целых 8 дней. Интересным и содержательным было многое – практические мастер-классы Ольги Лабовкиной (Беларусь), Алескея Расторгуева и Александра Пепеляева (Россия), Аириды Гудайте и Лауринаса Закевичюса (Литва), Симоне Киелтики (Германия), Янника Мэттона (Канада), а также встреча участников фестиваля с Татьяной Ратобыльской, которая приурочила тему мастер-класса к 40-летию Вуппертальского театра Пины Бауш. Благодаря Владимиру Луповскому, можно было увидеть фото мгновения «Весны священной» в редакции самых известных хореографов. Тепло и без происшествий прошла традиционная вечеринка, одним из ведущих которой, впервые в истории фестиваля, был доктор IFMC Вадим Панунцев.

Остается еще раз поблагодарить наших партнеров, участников, гостей и зрителей за ноябрь 2013-ого.

Эдуард Чернивчан
исполнительный директор IFMC


Авторы фото – Игорь Гусаков, Анна Мойсеюк, Дмитрий Аблецов, Иван Асташонок, Владимир Луповской
 
 
 
c

 

b 
Адрес дирекции фестиваля:
c
210026, Республика Беларусь,
г. Витебск, парк им. Фрунзе, 1
Концертный зал «Витебск»,
Международный Фестиваль Современной Хореографии
Директор IFMC - Марина Романовская
Контактные телефоны: (+375-212) 37-49-02,37-73-96, 36-44-87,
факс: (+375-212) 37-49-02.
E-mail: artmark@mm.by
 
   
 

Дизайн: MultiMedia © 2001