IFMCart_sessioменестрельглавная
 
ifmc 
галерея новости пресса отзыв архив
"Отчет об IFMC'2014"
 IFMC 2013 posterc

XXVII международный фестиваль современной хореографии в Витебске состоялся с 19 по 23 ноября. Когда фестиваль проводится в 27-ой раз, то как-то странно в очередной раз услышать накануне: «А когда будет фестиваль?». И, тем не менее, всегда отвечаем заученной фразой: «Третья неделя ноября, традиционно». С другой стороны, пусть для кого-то IFMC и сроки его проведения всегда будут открытием.

Первый концерт обещал быть интересным еще за год до начала фестиваля, потому что мы заручились согласием компании Gandini Juggling выступить в Витебске именно 19 ноября. Разумеется, специалисты были наслышаны о представлении, но и зрителям «Smashed» запомнится надолго. Пластика, цирк, театр интернациональной по составу компании, с финальным битьем посуды вызвали восторг и растерянность одновременно. И если с первым понятно, то растерянность была вызвана недоумением: «А где же танец?». Да, «в чистом виде» танца действительно не было. Наверное, кого-то отвлекали, и допускаю - раздражали яблоки, которыми артисты непрестанно жонглировали. Но были жесты, взгляды, повороты головы – на сцене жили емкие, предельно выверенные и отточенные образы. Уверен, что даже ребенок во время просмотра спектакля заподозрил бы, что во взаимоотношениях героев представления не все гладко и смог бы указать на «подхалима», «нахала», «эгоиста»… А если учесть, что «Smashed» есть своеобразное посвящение Пине Бауш, то постановка Шина Гандини является достойным образцом современного искусства в целом.

Вот, собственно, ответ по поводу чистоты жанра. Очень любопытным продолжением темы «танец - не танец» стала публичная лекция одного из членов экспертного совета Татьяны Ратобыльской: «Современное искусство: синтез или распад жанров?».

Еще одно любопытное наблюдение. Фестиваль невозможно всецело предугадать и спрогнозировать. Думаю, что люди, имеющие знание и опыт в организации фестивалей согласятся. Несмотря на утвержденный состав исполнителей, заготовленные графики, планы и расписания, фестиваль обретает свою художественную завершенность сам по себе, независимо от организаторов. Совершенно случайно происходит малозначительное, на первый взгляд, событие, и вдруг фрагменты мозаики превращаются в полноценное художественное панно с уникальным содержанием и настроением. «Случайным» в истории 27-ого фестиваля стало выступление Альваро Лопеса. О том, что испанец будет участвовать в фестивале, мы договорились заранее. Но потом пришла новость, что его партнерша не сможет приехать в Витебск и дуэта нам не видать. Тогда Альваро предложил свое соло, мы поглядели, и все стало понятным. Концерт-открытие будет называться «Путь к себе» и станет своеобразным лейтмотивом всего IFMC'2014. Это невероятный танец. Уникальная техника, потрясающая ассоциативность и гора вопросов. Кто или что было героем постановки? Почему столько неуверенности перед окружающим миром, внутреннего страха? Может быть, это фантастический персонаж из книг братьев Стругацких, или все-таки современный человек, слабый и неуклюжий, находящийся в плену собственных стереотипов и предрассудков? В этом танце, как в жизни – больше вопросов, чем ответов. Лабиринт, в котором надо постоянно выбирать правильную дорогу. Бесконечная спираль в поиске смысла происходящего вокруг, в конечном счете – путь к себе.

Танец, который назывался «Антиподы», стал на фестивале первым. Потом на сцене появились участники международного конкурса:

b Танцевальная компания «Начало», Гродно
b Проект Сергея Пояркова и Игоря Ничипорука, Минск
b Проект Дмитрия Беззубенко, кафедра хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минск
b Проект «Свой почерк», Витебск
b Проект Валентина Исакова «Х-перименты», Гомель
b «SKVO'S Dance Company», Минск
b Проект «синОNиМЫ», Минск
b Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж, Минск
b Театр танца «Skyline», Минск
b Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, Витебск
b Проект Анатолия Водзянского, Киев
b «Totem Dance Group», Киев
b солистка Национальной оперы Украины Ирина Борисова, Киев
b
Проект Владимира Митева, Киев
b «Молодой балет Волыни», Киев
b «TWO Dance Company», Москва
b Театр танца «OShe», Вологда
b Краснодарское хореографическое училище
b Театр танца «нОга», Омск
b Балет Краснодарского государственного музыкального театра
b Театр-студия современной хореографии, Москва
b «Sona Hovsepyan Dance Company», Москва
b Мастерская «МеЖду Танцем», Уфа
b Ансамбль современной хореографии Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Вечное движение»
b Kristine Vismane, Латвия
b Национальный театр оперы и балета Литвы, Вильнюс
b Компания танца «STARS'WELL», Латвия
b Танцевальная компания «Ayaka Habata & Cotaro Ito», Япония
b Балетная школа им. Феликса Парнэлла в Лодзи, Польша
b Театр танца «Мигр», Армения


Открыл фестиваль Министр культуры Республики Беларусь Борис Светлов, следом участники конкурса познакомились с составами жюри и экспертного совета соответственно:

Жюри международного конкурса

b Хореограф, художественный руководитель театра «Киев Модерн-Балет», председатель жюри - Раду Поклитару, Украина
b Народный артист Беларуси, хореограф, художественный руководитель балета Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, сопредседатель жюри - Юрий Троян, Беларусь
b Хореограф, художественный руководитель «Emanuele Soavi INcompany» - Эммануэле Соави, Италия
b Хореограф, художественный руководитель «Балет Израиля» - Идо ТАДМОР, Израиль
b Перформер, художник, скульптор - Клаус Рихтер, Германия
b Хореограф, художественный руководитель Челябинского театра современного танца - Ольга Пона, Россия
b Хореограф, художественный руководитель театра «Fine Five Dance Theatre» - Ренее Номмик, Эстония


Экспертный совет фестиваля
b
Балетный критик, музыковед, критик и исследователь музыкального театра, член экспертного совета Национальной театральной премии России «Золотая маска», председатель экспертного совета – Лариса Барыкина, Россия
b Хореограф, лауреат международных конкурсов, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, сопредседатель экспертного совета – Светлана Гутковская, Беларусь
b Кандидат искусствоведения, журналист, исследователь в области театра и современного танца - Татьяна Ратобыльская, Беларусь-Германия
b Экс директор и соучредитель Европейских центров развития танца в Голландии и Германии, исследователь в области современного танца - Аат Хаугее, Голландия
b Критик танца, член редколлегии интернет-журнала о танце Латвии - Инта Балоде, Латвия

Кроме Gandini Juggling в концерте открытия принимали участие театр «Балет Евгения Панфилова», ансамбль «Вечное движение» Кемеровского госуниверситета, Челябинский театр современного танца Ольги Пона и «Киев Модерн-балет». Единственным исключением из состава гостевых коллективов стали солисты Литовского Национального театра оперы и балета Андриус Зузалкинас и Элигиус Буткус, которые представили конкурсную работу «В ожидании Годо». Это был единственный шанс выступить на фестивале, поскольку сразу же после окончания концерта артисты были вынуждены уезжать домой для участия в репетициях премьерного спектакля в родных стенах. Сложнейшая пьеса даже для театра абсурда, на языке современного танца выглядела интригующе, по меньшей мере. Жаль, что миниатюра длилась ровно 7 минут. Казалось, что вслед за погружением в атмосферу действа начнется размышление и…, но Мартинас Римейкис – автор постановки – остался верен знаменитой недосказанности литературного первоисточника. В любом случае, попытка прикоснуться к самому влиятельному англоязычному драматургическому произведению минувшего столетия заслуживает признания. Еще одним «нетрадиционным» аспектом концерта открытия стал букет цветов для Алексея Колбина. Один из ведущих солистов балета Евгения Панфилова в этом году отметил 20-летие творческой деятельности. Прекрасный артист по праву принимал поздравления от витебской публики, два десятилетия рукоплескавшей его таланту и профессионализму.

20 ноября выдался сложным и насыщенным даже по меркам IFMC. С раннего утра начались репетиции и выступления участников закрытого тура конкурса в концертном зале «Витебск» и репетиции гостевых коллективов на сцене драматического театра имени Якуба Коласа. После 10-ти часового «рабочего» конкурсного дня участники и зрители фестиваля собрались на первом концерте одноактных спектаклей в театре.

В 18.30 Andersson Dance из Швеции представила версию спектакля «Название следующей песни». Хореограф и лидер компании Орьян Андерссон приоткрыл завесу веков и дал полную свободу фантазии зрительской аудитории – на сцене появились персонажи из далекого прошлого: женщина-пекарь, мужчина, который несёт свечу, мальчик, крутящий колесо… В первую очередь необходимо отметить необыкновенную мягкость, своеобразную текучесть хореографической лексики, которая придавала 100%-ую иллюзорность и призрачность происходящему. Ассоциациям при виде картинок Средневековья удачно соответствовал и оригинальный звуковой ряд.

«Fine Five Dance Theatre» представил премьеру «…and Blue». В аннотации хореографы-постановщики Тиина Оллеск и Ренее Номмик обозначили идею спектакля как абстрактное танцевальное произведение о чувстве одиночества внутри и вокруг нас. Но метафоричность произведения настолько яркая, что позволяет без труда обозначить злободневные проблемы, в том числе и глобального масштаба. Так, на мой взгляд, трагично прозвучала тема религиозной нетерпимости, граничащей с безумием, не оставляющей после себя ничего, кроме пустыни.

Через полчаса, когда стихли аплодисменты эстонскому коллективу, в 20.00 начался второй вечер одноактных спектаклей. Эмануеле Соави показал фрагмент четырехчасовой сольной работы «Послеполуденный отдых фавна». Разумеется, было крайне любопытно увидеть интерпретацию легенды. Как и следовало ожидать, работа имеет мало общего с классической традицией, хотя новое видение танца отчасти также построено на фронтальных и профильных позах, заимствованных у фигур древнегреческой вазописи. Это было очень любопытно увидеть, какого рода чувственностью обладает фавн 21-ого столетия? Трудно говорить, не будучи досконально знакомым с оригиналом, но интуиция подсказывает, что в основе постановки снова природа человека, в прямом и переносном смысле слова. К счастью, сегодня общество гораздо более терпимо к хореографическим «непристойностям» начала прошлого века.

Челябинский театр современного танца Ольги Пона показал спектакль «Погружения и всплытия» - действительно абстрактный танец, где танцовщики, словно жители параллельного мира могут спокойно парить в одиночестве, или собираться в причудливые сообщества не ради достижения конкретной цели, чего-то житейски необходимого, а поделиться счастьем свободного танца.

Это был очень наполненный вечер. Дирекция фестиваля до сих пор испытывает неловкость за катастрофический мнимимум репетиционного времени для подготовки выступлений и не доскональное выполнение условий технических райдеров компаний. Сейчас уже можно признаться, что втайне мы изначально расчитывали на профессионализм наших гостей, и не ошиблись. Спасибо.

21 ноября состоялся творческий вечер театра «Киев Модерн-Балет». В первом отделении Витебск впервые увидел одноактный балет «Андеграунд». Спектакль появился на свет несколько лет назад, имеет массу рецензий и отзывов, поэтому нет смысла пересказывать содержание и приводить авторское видение конфликта в сюжете. Но именно в ноябре 2014-ого года невозможно внутренне отмежеваться от факта «предвидения» хореографом поистине драматического нынешнего украинского противостояния, как невозможно до конца представить себе ситуацию, когда твое «сейчас» не обещает никаких шансов на «потом». Балет впечатляет.

В свою очередь «Женщины в ре миноре» на музыку Баха это премьера, в которой Раду Поклитару остался верен себе: «Я - ставлю, вы - глядите, вместе –размышляем, спорим.». Очень танцевальный спектакль, пронизанный великой музыкой, с удивительно органичной хореографией, которая, как ни странно, позволяет отвлечься от самого танца и полностью включиться в цепь авторских посылов. Блестяще. И как ни пытаются поклонники театра и хореографа исключить из предмета обсуждений тему женской дружбы, она в спектакле все-таки есть, и женщина в контексте повествования «выглядит» не лучшим образом. С другой стороны, Раду еще за мужчин не брался.

Что объединяет оба спектакля? – Зритель. Поклитару думает о зрителе, это очевидно. Он идет к аудитории, ждет ее реакции, делает выводы и снова ставит. Можно не соглашаться, или отчасти, но сегодня это редкое качество, когда художники посвящают себя зрителю. Можно опять-таки не соглашаться, но в большинстве своем мы приходим в театр, кино или на балет за ответом, за подтверждением своим внутренним убеждениям. Так ли уж хорошо, если после просмотра включается свет в зале и зрители молча уходят домой без веры?

22 ноября состоялись два вечера публичного финала международного конкурса фестиваля. Об итогах конкурса Витебск узнал днем позже, во время заключительного Гала-концерта, здесь же необходимо сказать еще о двух коллективах-гостях. Идо Тадмор, хореограф и художественный руководитель Национального балета Израиля и танцовщица Мира Рубинштейн танцевали на первом концерте историю любви семейной пары. «Пустая комната» блистала множеством оттенков. Вспоминался Шолом-Алейхем, веяло
Ильфом Петровым, а потом немного Зощенко – поразительно человеческая история с добрым юмором, слезами умиления и согласного качания головой при сопереживании драматических ситуаций. Обязательно посмотрите.

На втором концерте мы увидели премьеру Балета Евгения Панфилова «Глазами клоуна». Любители почитать, вероятно, сразу начинают копаться в памяти, вспоминая знакомое название. Так и есть, это одноименный роман Генриха Бёлля, но на этом сходство и заканчивается. В свое время, автор идеи, постановки и хореографии Алексей Расторгуев начал читать книгу и закрыл ее на 4-ой странице. Название «Глазами клоуна» дало толчок совершенно иному повествованию. Но, что по-своему роднит оба произведения? Это история разлада с окружающей действительностью, вопросы, от которых невозможно скрыться: «С кем я? Кто рядом со мной?». Серьезный спектакль, прекрасно исполненный труппой театра, уже отмечен рядом дипломов на международном конкурсе артистов балета «Арабеск», а также номинирован на «Золотую маску’2014» сразу в трех номинациях современного танца – «Лучший хореограф-постановщик», «Лучшая женская роль» (исполнитель – Мария Тихонова) и «Лучший спектакль». Удачи!

23 ноября состоялся заключительный концерт фестиваля. Накануне, поздно ночью закончилось подведение итогов конкурса, которое традиционно потребовало многочасовой дискуссии членов жюри вплоть до ноу-хау в практике IFMC. Когда заявленный премиальный фонд был исчерпан, Ольга Пона вынесла на обсуждение произведение, которое не попало в список лауреатов и обладателей специальных премий. После убедительных доводов коллеги члены жюри согласились, но как выйти из создавшейся ситуации? Тогда Ольга предложила учредить специальную премию жюри и первой положила на стол денежную купюру. Через минуту вопрос был решен, члены интернационального жюри с улыбками доставали портмоне и вносили свой вклад в фонд поддержки белорусского коллектива «X-перименты». Таким образом, окончательный лауреатский список выглядит так:

b Специальный диплом экспертного совета «За творческую смелость»
Конкурсная работа «Zeir»
Музыка Boris Berman Root, хореография Kristine Vismane, Latvia

b Специальный диплом экспертного совета «За воплощение в танце исторической памяти народа»
Конкурсная работа «1915-ый… Посвящение»
Музыка Комитас, хореография Сона Овсепян
Sona Hovsepyan Dance Company, Москва

b Специальная премия экспертного совета «За пластическое решение»
Конкурсная работа «Ревность»
Музыка зарубежных композиторов, хореография Елизавета Жукова
Театр-студия современной хореографии, Москва

b Специальная премия экспертного совета «За вклад в развитие белорусского contemporary dance» - Ольга Скворцова
Хореограф, художественный руководитель SKVO'S Dance Company, Минск

b Специальная премия жюри конкурса «За талантливый дебют»
Конкурсная работа «Спектр»
Музыка Вивальди, хореография Валентин Исаков
«X-перименты» проект Валентина Исакова, Гомель

b Специальная премия имени Евгения Панфилова лучшему хореографу конкурса
Ольга Горобчук
Конкурсная работа «Огонек»
Музыка классических и современных композиторов,
Театр танца «нОга», Омск


b 3-ья премия конкурса
Конкурсная работа «Три сестры»
Музыка Фредерик Шопен, Михаил Шишкин, хореография Павел Глухов
Театр-студия современной хореографии, Москва

b 3-ья премия конкурса
Конкурсная работа «Reunification»
Музыка гр. Stateless, хореография Владимир Митев
Проект Владимира Митева, Киев



b 3-ья премия конкурса
Конкурсная работа «Домой»
Музыка зарубежных композиторов, хореография Егор Маслов
Театр-студия современной хореографии, Москва


b 2-ая премия конкурса
Конкурсная работа «Особь»
Музыка Alva Noto, хореография Ярослав Кайнар
Totem Dance Group, Киев



b 2-ая премия конкурса
Конкурсная работа «Провинция»
Музыка Erik Truffaz, хореография Диана Юрченко
Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, Витебск

b 2-ая премия конкурса
Конкурсная работа «Цветы для Юлии»
Музыка Макс Рихтер, хореография Сергей Поярков
Проект Сергея Пояркова и Игоря Ничипорука, Минск
b 1-ая премия конкурса
Конкурсная работа «На кончиках пальцев»
Музыка И.С.Бах, хореография Илья Оши
Театр танца «O'She», Вологда

b Гран-при
Конкурсная работа «Nil»
Музыка гр. «In the make chromos», хореография Ayaka Habata
Ayaka Habata & Cotaro Ito Dance Company, Япония

Зрители Гала-концерта смогли увидеть не все обозначенные постановки, поскольку единодушным мнением жюри вторая и третья премии конкурса были поделены на три равноценные части каждая, и количество победителей конкурса выросло до 14-ти. Такого количества произведений хватило бы на самостоятельный концертный вечер, а афиша фестиваля обещала еще и встречу с американцами и балетной труппой Национальной оперы Беларуси. «Koresh Dance Company» известна у себя в Филадельфии благодаря превосходной технике исполнения и эмоциональному танцу создателя компании Ронена Кореша. Хореограф использует самые разные стили и их сочетания – от техники Марты Грэм до па израильского народного танца. Часовая программа выступления коллектива включала в себя легкие сюжетные миниатюры, философские, абстрактные постановки на музыку классических и современных композиторов. Особенно запомнился светлый и трогательный дуэт «Air on a String» на музыку Баха. Буквально, по просьбе зрителей, Витебск снова увидел знаменитые «Шесть танцев» Иржи Килиана в исполнении артистов Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Судя по всему, балет обречен на успех не одного поколения зрителей всего мира, и Беларусь не исключение.

Закончить отчет хотелось бы словами признания и благодарности партнерам IFMC'2014 - генеральному партнеру СООО «Белвест», официальному партнеру ОАО «Белинвестбанк», партнерам ОАО «Белагропромбанк», СООО «Мобильные ТелеСистемы» и ОАО «Приорбанк». К сожалению, мир меняется так быстро и непредсказуемо, что никто, вероятно, не сможет сегодня дать более или менее утвердительный прогноз хотя бы на грядущий 2015-ый год. Каким он будет? Что можно загадывать? На что надеяться? Но поблагодарить учредителей, партнеров и участников фестиваля за XXVII международный фестиваль современной хореографии в Витебске мы можем и искренне благодарим вас за труд и творчество. Думаю, витебские зрители присоединяются – аплодисменты зала…

от имени дирекции фестиваля, исполнительный директор и ведущий концертов Эдуард Чернивчан

фотоАблецов Дмитрий, Гусаков Игорь, Луповской Владимир, Мойсеюк Анна

P.S. Постер и буклет IFMC’2014

 
 
 
c

 

b 
Адрес дирекции фестиваля:
c
210026, Республика Беларусь,
г. Витебск, парк им. Фрунзе, 1
Концертный зал «Витебск»,
Международный Фестиваль Современной Хореографии
Директор IFMC - Марина Романовская
Контактные телефоны: (+375-212) 37-49-02,37-73-96, 36-44-87,
факс: (+375-212) 37-49-02.
E-mail: artmark@mm.by
 
   
 

Дизайн: MultiMedia © 2001