IFMCart_sessioменестрельглавная
 
ifmc
галерея новости пресса отзыв архив
"Отчет об IFMC'2010"
ifmc 156

 

IFMC’2010 - 23-ий Международный фестиваль современной хореографии в Витебске состоялся с 24 по 28 ноября 2010 года. Можно было бы предложить интересующимся «полистать» электронный вариант буклета на экране монитора и этим ограничиться, но есть незадача и не одна. Нет его англоязычной версии, нет, и не могло быть списка Лауреатов и обладателей специальных премий международного конкурса, фотоматериалов по следам фестиваля. Поэтому вот буклет, вот традиционный отчет.

Неофициально


Фестивали, как и люди, разные. От безудержного веселья бразильской самбы до черно-белого арт-хаусного кино. От гламура модных показов до фольклора народов крайнего Севера. Но, если бы кто-нибудь из авторитетных светил поставил себе за цель составить и обнародовать список фестивалей не случайных, а естественных, скажем так, то Международный фестиваль современной хореографии в Витебске оказался бы в первой десятке. В Витебске рождался «советский авангард», новая живопись, новая музыка и сегодня совершенно естественно наш город является городом авангарда современного сценического искусства.

Официально


В Международном конкурсе принимали участие:

b театр танца Эльвиры Первовой, Самара - Россия
b студия современного танца «Параллели»,Витебск - Беларусь
b театр современного танца и перфоменса «Voices», Кишинев - Молдова
b театр-студия современной хореографии, Москва
b балетная школа имени Феликса Парнелла, Лодзь - Польша
b группа современной хореографии «ТАД», Гродно - Беларусь
b труппа dance-company «Бойцовский клуб» театра «Балет Евгения Панфилова», Пермь - Россия
b театр танца «Igen Slovenia», Цельже - Словения
b O.Z. Modern Dance Company, Рига - Латвия
b театр современного танца «Black O!Range», Киев - Украина
b проект Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минск
b союз молодых хореографов «Гильдия», Санкт-Петербург - Россия
b театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, Витебск - Беларусь
b Джульетта Фигерo, Германия – Берлин
b театр танца «Karakuli»,Минск - Беларусь
b Каунасская школа хореографии, Литва
b «Jazz Dance Studio PAL», Ниигата - Япония
b «Fine five dance theatre», Таллинн - Эстония
b «Loreta Judkaite Dance Company», Вильнюс - Литва
b Basel Dance Company, Швейцария
b театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.»,Минск - Беларусь
b солисты ансамбля танца армии Китайской Народной Республики Chen Yalan и Li Zhi


В гостевой программе выступили:

b Жанфранко Селестино, Люксембург
b театр современной хореографии «Киев Модерн – Балет», Украина
b Spellbound Dance Company, Рим – Италия
b Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова», Россия


Педагоги и темы практических мастер-классов:

b Кеннэт Флэк, Норвегия – «Техника contemporary dance и акробатика»
b Ренее Номмик и Тиина Оллеск, Эстония - «Система body-logic и работа с партнером»
b Сергей Головня и Александра Сошникова, Молдова - «Партнеринг»


В работе жюри приняли участие:

b Народный артист СССР и Республики Беларусь, хореограф, лауреат Международных и Всесоюзных конкурсов, академик Международной Славянской академии и Петровской академии наук и искусств, профессор академии музыки Беларуси, председатель жюри конкурса - Валентин Елизарьев, Беларусь

b хореограф, Лауреат Международных конкурсов, профессор, доктор, Почётный председатель Международного совета по танцу CID-UNESCO в Париже, декан кафедры режиссуры и постановки Берлинского университета драмы и танца «Эрнст Буш» - Дитмар Зайфферт, Германия

b профессор Пекинского хореографического института, хореограф, теоретик танца, заместитель председателя международного жюри Сяо Сухуа, КНР 

b хореограф, Лауреат Международных конкурсов, обладатель Национальной театральной премии России «Золотая Маска», художественный руководитель «Эксцентрик-балет» Свердловского театра Музыкальной комедии - Сергей Смирнов, Россия

b хореограф, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель театра современной хореографии «Киев Модерн – Балет» - Раду Поклитару, Украина

b экс-прима европейских театров балета, педагог, директор академии танца в Базеле, Галина Гладкова-Хоффманн, Швейцария

b танцовщик, хореограф, Лауреат Международных конкурсов, художественный руководитель «Fine five dance theatre» - Ренее Номмик, Эстония


Впечатления

24 ноября. Открытие фестиваля
- балет-фантасмагория  «Щелкунчик». Официальный релиз спектакля говорит, что это самый масштабный проект театра современной хореографии «Киев Модерн-Балет». Так и есть. Декорации и костюмы спектакля можно рассматривать как самостоятельные произведения искусства – настолько они изобретательны и живописны. Либретто и хореография далеки от принятых образцов. В спектакле действительно много неожиданного, непредсказуемого и удивительных выводов. Непонятно, почему Раду Поклитару позиционируют в качестве мастера скандала в мире балета. Можно спокойно говорить о творческом эксперименте. Тем более, что он удался. Не только «Щелкунчик», но и весь репертуар театра артисты коллектива исполняют с высочайшей самоотдачей, я бы сказал самозабвенно.


25 ноября
Днем в концертном зале «Витебск» начался международный конкурс. Вечером в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа участники фестиваля собрались на «гостей».
1-ое отделение – моно-спектакль «Соло на фортепиано» в исполнении автора Жанфранко Селестино. Благодаря интернету, познакомиться с удивительными метаморфозами творческого пути Жанфранко не составляет никаких трудностей. Одни только названия музыкальных и танцевальных учебных заведений, где артист приобретал знания и стажировался, вызывают уважение. Этот синтез и является изюминкой его постановок. То, что танец и музыка исторически близко связаны, споров не вызывает. Музыка часто дополняет танец, а танец редко имеет успех без музыки. «Соло на фортепиано» - это история о буквально физических отношениях между инструментом и танцором. Очень любопытный диалог.
2-ое отделение – премьера данс-спектакля «За краем край» в постановке Сергея Смирнова на основной труппе театра «Балет Евгения Панфилова». Эстетика «Смирновской» премьеры узнаваема с первых звуков, первых пластических решений. Автор верен своему кредо - философскому размышлению в танце, театру, который не оглушает и не навязывает. Постановка является  своего рода новым томом в библиотеке творчества хореографа. Не нуждается в представлении и издательство - труппа театра «Балет Евгения Панфилова».


26 ноября
Второй день международного конкурса. Вечер – концертный зал «Витебск.
1-ое отделение – спектакль «Casting-off» Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» 2008/2009 в 2-х номинациях: «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре». Идея, хореография, постановка - Лауреат премии им. Евгения Панфилова IFMC’2006 -  Лариса Александрова. Исполнение – труппа театра «Балет Евгения Панфилова». Балетмейстер-постановщик театра Наталья Масленникова.
Этот спектакль, что называется, случился. Благодаря талантливому хореографу и профессионализму танцоров театра. В нем есть все, что обязано быть – ясная мысль постановщика и оригинальная режиссура, новые художественные приемы, исполнительское мастерство и, что все-таки важно, не забыли про зрителя. В Витебске спектакль не впервые. Ныне он обрел художественную законченность и является одним из самых достойных в репертуаре театра.
2-ое отделение – «Дождь» Киевского театра «Модерн-Балет». Красивая, легкая, юморная и грустная, с эффектным финалом постановка. По замыслу - сборник хореографических новелл «…связанных философией о судьбах людей, объединённых помимо своей воли в одном времени и пространстве». Поскольку театр стопроцентно авторский, можно составить пусть не полное, но впечатление об авторе Раду Поклитару.


27 ноября
Концертный зал «Витебск». Публичные представления финала Международного конкурса, последующие заседания членов Международного жюри и экспертного совета и решения, о которых стало известно на следующий день.


28 ноября. Закрытие фестиваля
Концертный зал «Витебск». Гала-концерт начался выступлением гостей из Рима
«Spellbound Dance Company» (Очарованная компания танца). Итальянцы танцевали «Downshifting». Термин, прочно вошедший в лексикон западноевропейского жителя и малопонятный по другую сторону Евросоюза, означает некое добровольное упрощение образа жизни. Когда человек делает сознательный выбор – переходит на менее престижную и оплачиваемую работу, отказывается от успеха и связанного с ним изматывающего ритма жизни в пользу семьи и близких, собственного духовного развития. Хореограф компании Мауро Астольфи создал на заданную тему практически совершенный танцевальный спектакль, интуитивно или нет, применив, в том числе систему Станиславского в композиции, светохудожественном решении. И самое главное – великолепные танцоры. Очень и очень редко можно воочию увидеть столь безупречное владение техникой современного танца. Кстати, одна из танцовщиц компании София Барбиеро послужила прототипом для создания рекламного плаката фестиваля.

Одним из минусов конкурса является невозможность представить зрителю все заявленные произведения. В противном случае, фестиваль длился бы не менее двух недель. Как следствие, иногда в поле внимания аудитории не попадают постановки, которые того стоят с точки зрения эмоционального восприятия. Вместе с тем, и жюри конкурса не заслуживает упрека по той причине, что оно призвано выделять новое и талантливое по всем аспектам хореографического искусства. Но, будучи не в силах лишать зрителей удовольствия, дирекция фестиваля пошла на эксперимент и включила в программу концерта произведения, которые не стали обладателями специальных премий и званий Лауреатов конкурса. Среди них миниатюра-шутка «Hmmm» на музыку Вивальди «Basel Dance Company», фрагменты балета «Игра для взрослых» театра танца Эльвиры Первовой и спектакля «О чем мечтают девушки?» в исполнении соавтора - Дмитриис Гайтюкевичс. Актерское мастерство Дмитрииса выше всяких похвал.
Молодые танцоры «Fine 5 dance heater» заявили на конкурс три произведения. Все работы достойны имени театра. Продуманные, выверенные, полные чувств и содержания. На концерте артисты танцевали фрагмент миниатюры «Иди быстро, иди медленно».
«Jazz Dance Studio PAL» из японского Ниигата представили миниатюру «Shiri»
(нить, из которого сплетено кимоно) - трогательную историю о японских женщинах эпохи Мэйдзи, о стране, где до сих пор преобладает идея превосходства мужчин над женщинами.
Минский театр танца «Karakuli» выступил с миниатюрой «Уровень завершен». В основе произведения мысль о зачастую парадоксальных результатах победы при достижении цели, которые на поверку сродни проигрышу.
Театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» в третий раз за фестиваль показал миниатюру «Ничего общего» - самый яркий танцевальный эксперимент фестиваля. Хореограф Дмитрий Залесский с явной долей провокации предложил зрителям взглянуть на один и тот же художественный образ глазами «европейца» и «нашего» зрителя. Холодная европейская современная хореография с вектором на исследование собственного «я», как индивида, как явления. С другой стороны - наш зритель, для которого, по мнению автора, при просмотре произведения важен конечный результат - эмоции. Если учесть, что во второй части постановки грянула известная детская песенка про двух гусей, замысел был достигнут.
Солисты государственного ансамбля танца армии Китайской народной армии - Чен Ялан и Ли Цхи танцевали миниатюру «Осмысление». От авторов: «Каждый из нас живет в стремлении понять сущность отдельного явления и всей жизни». Старинная китайская музыка, оригинальная хореография и блестящее исполнение покорили зрителей и жюри конкурса.


В церемонии награждения приняли участие (из рук Раду Поклитару) -

Тиина Оллеск/Fine Five Dance Theatre - специальная премия «За высокий профессионализм» за хореографическую миниатюру «Иди быстро, иди медленно».

Екатерина Квятковская/солистка проекта Белорусского государственного университета культуры и искусств - специальная премия «За исполнительское мастерство» в миниатюре «Очертания неизбежности».

Дмитрий Залесский/ театр современной хореографии «D.O. Z.SK.I.» - премия имени Евгения Панфилова как лучшему хореографу Международного конкурса IFMC’2010 за одноактный балет «Low frequency» и хореографическую миниатюру «Ничего общего»

Первый заместитель министра культуры Республики Беларусь Владимир Карачевский вручил основные премии конкурса -

1-ая премия в номинации «хореографическая миниатюра» - «Ничего общего»
Исполнитель: театр современной хореографии D.O.Z.SK.I., Минск - Беларусь
Хореография: Дмитрий Залесский

2-ая премия в номинации «хореографическая миниатюра» - «Shiri»
Исполнитель: Jazz Dance Studio PAL, Ниигата - Япония
Хореография: Митсуэ Вакабаяши

2-ая премия в номинации «хореографическая миниатюра» - «Уровень завершен»
Исполнитель: театр танца «Karakuli», Минск - Беларусь
Хореография: Ольга Лабовкина

1-ая премия в номинации «одноактный балет» - «Circle Through»
Хореограф и исполнитель - Kulli Roosna, Таллинн - Эстония

Гран-при конкурса - миниатюра «Осмысление»
Исполнитель: Чен Ялан и Ли Цхи
Хореография: Лиу Ли, Ли Кинг, Чанг Кианг

 
c
  Экспертный совет международного конкурса:


b балетный критик, музыковед, критик и исследователь музыкального театра, член экспертных советов и жюри национальной театральной премии «Золотая Маска», арт-директор фестиваля «На грани», председатель экспертного совета Лариса Барыкина, Россия

b хореограф, лауреат международных конкурсов, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств - Светлана Гутковская, Беларусь

b кандидат искусствоведения, исследователь в области театра и современного танца, консультант по вопросам белорусско-немецких культурных отношений - Татьяна Ратобыльская, Беларусь

b балетный критик, преподаватель истории танца Вильнюсской музыкальной академии - Вита Мозурайте, Литва

b вице-президент ассоциации развития культуры, образования и искусства «Artbale» - Божена Якубчак, Польша

b балетный критик, преподаватель кафедры хореографии Таллиннского университета – Хейли Эйнасто, Эстония

 

c
b 
  Выставки:
c


b Фото: «Классики современного танца. Великим реформаторам посвящается. Часть I - Пина Бауш, Матс Эк, Джон Ноймайер» Автор – Владимир Луповской, Москва

b Живопись: «Ритмы солнца» Автор – Алена Мохнач, Витебск

b Фото: «Раз уж крыльев не дали» Автор – Анна Мойсеюк, Витебск



Генеральный партнер фестиваля – предприятие «Белвест».
Партнёры фестиваля – «Мобильные ТелеСистемы»,  «Белинвестбанк» филиал по Витебской области, предприятие «ПринтКомпани», Витебск.

P.S. Международный фестиваль современной хореографии в Витебске в двадцать третий раз благодарит своих поклонников. Уважаемые участники, дирекция фестиваля знает о досадных промахах в организации IFMC’2010 и сделает все возможное, чтобы избежать их в дальнейшем.

Удачи всем и во всем.

Эдуард Чернивчан
Фото – Иван Асташонок, Владимир Луповской

c
b 
Адрес дирекции фестиваля:
c
210026, Республика Беларусь,
г. Витебск, парк им. Фрунзе, 1
Концертный зал «Витебск»,
Международный Фестиваль Современной Хореографии
Директор IFMC - Марина Романовская
Контактные телефоны: (+375-212) 37-49-02,37-73-96, 36-44-87,
факс: (+375-212) 37-49-02.
E-mail: artmark@mm.by
 
   
 

Дизайн: MultiMedia © 2001