IFMCart_sessioменестрельглавная
Лауреаты
Состав жюри
Состав критики
 

 

новости вернуться в архив
  IFMC '2001 - отчет о состоявшемся фестивале
 

C 28 ноября по 2 декабря состоялся XIV витебский фестиваль. Откорректированная временем первоначальная программа, касающаяся в основном гостевых выступлений, завершилась Гала-концертом. По традиции, во время его проведения были названы имена Лауреатов Международного конкурса IFMC'2001. Впрочем, по порядку.

Первыми на фестиваль прибыла труппа Dancing People Company. За несколько дней до официального начала Фестиваля, американцы прошли ускоренный курс временной адаптации в загородном уголке отдыха "Крупенино" и лишь в день открытия Фестиваля переехали в один из отелей города. В концерте открытия компания танцующих представила чудесный лирический дуэт в исполнении Eric Boone и Jessica Cressey (миниатюра "Leaving") и хореографический манифест противостояния рекламному образу жизненного успеха "The "in" crowd". На следующий день состоялся балетный вечер DPC, где танцовщики продемонстрировали "классический" образец современного модерна - яркого, захватывающего и эмоционального завершённого. Стоит отметить, что вся витебская программа, составленная художественным руководителем и хореографом коллектива Робин Стим, была в целом лирична. Работы, за исключением упомянутой постановки "The "in" crowd", представляли тонкий модерн, на полутонах. Приятно, что витебский зритель, впервые встречаясь с американцами, не ждал танцевальных сенсаций в смысле показушной техники исполнения, а принял посыл раздумий. В чём, безусловно, помогла профессиональная режиссура работ с чётко выверенной целью и хореографическими методами её достижения. После сольного выступления 29 ноября, танцовщики труппы дали ряд мастер-классов для участников конкурса, приняли участие в традиционной Party, присутствовали на всех закрытых и публичных концертах фестиваля. Подводя черту под результатами первого американского проекта участия в IFMC, можно сказать, что он оказался удачным. И дирекция, и DPC, остались довольны друг другом и надеются на встречу в будущем.

"Участие коллектива стало возможным благодаря частичной помощи Фонда поддержки американских деятелей искусства в международных фестивалях и выставках.Фонд представляет собой партнерство таких государственных и частных организаций, как "Национальный вклад в развитие искусств", Государственный департамент США, Благотворительный фонд имени Пью и Фонд Рокфеллера. Дополнительная поддержка была оказана благотворительным фондом Дорис Дьюк. Организатор гастролей в Беларуси - Компания "Артс Интернатионал".

Пермский театр "Балет Евгения Панфилова" изначально в фаворе у витебской публики на любом из фестивалей. Каждый год на вопрос будущих зрителей: "Ну что на этот раз?", мы искренне пожимаем плечами. Разумеется, и "Капитуляция" и "Бабы. Год 1945" в исполнении "Балета толстых", обкатаны российской прессой и мнением профессиональной критики вплоть до "Золотой маски", но это мнения и экспертиза. Витебск ожидал чувств. Следующей фразой должна была бы быть: "И Витебск не ошибся. Гром аплодисментов…". Всё правильно. Был гром, были аплодисменты. "Капитуляция" оставила после себя диаметрально противоположные состояния спорящих. "Бабы" были признаны слезами зрителей, стали признанием вины за исковерканную или предназначенную судьбу русской женщины, стали признанием мастерства необычных танцовщиц. Мастер мог, сколь угодно раз, с размаху ударить по литаврам или расчётливо извести душу прямыми инъекциями боли. Благо тема для спекуляций благодатна и плюс "Балет толстых"… Спектакль чист и гармоничен. Панфилов не использовал танцовщиц балета, а дал возможность высказаться пластике большого тела. Необыкновенно символичным было даже движение большой груди - матери, жены, защитницы государства.

О конкурсе. Разумеется, мы скрещивали пальцы каждый раз, когда на конкурсе выступали белорусские коллективы. Мы верили в "наших" и желали им успеха. "Наши" не пробились в финал и не стали Лауреатами. Правда, никакого чувства горечи не осталось. Были действительно более глубокие и неординарные работы. Не больше и не меньше. И Юлия Михайловна Чурко, один из представителей секции критики Фестиваля, совершенно искренне посвятила свою часть времени выступления на открытом заседании секции именно белорусам. Она права в том, что они умницы, что они оригинально мыслят и профессионально работают. IFMC свидетельствует, что белорусская современная хореография развивается. Может быть, в национальном ключе толерантности с точки зрения дат успехов, но нам не привыкать. Мы подождём. Почти те же слова могут быть адресованы и по адресу российских коллективов, не ставших Лауреатами конкурса. Как бы то ни было, все представленные работы самостоятельны, с незаимствованными сюжетами и настроением. Более того, непреодолимого водораздела между условно победителями конкурса и другим участниками нет. Яркое свидетельство тому школа джаз-модерн танца "Каннон-Данс" из Петербурга, сразу три работы которой попали в финал. Ещё не пришло время исполнительского мастерства танцовщиков, не хватает опыта постановок у художественного руководителя и хореографа Натальи Каспаровой, но школа уже есть.

"Fine 5 dance theatre" не стал открытием фестиваля. И Рене Ныммик и Тийна Оллеск Лауреаты фестиваля прошлых лет. Но об их постановке "Sandwater" ("На грани воды и песка") сказать стоит. Песок и вода Эстонии живут рядом с каждым жителем этой страны. Обращение Рене и Тийны к теме вечных воды и земли естественно и органично. Вероятно, поэтому, у них получилась тончайшая работа - попытка человеком примерить и испытать состояние двух стихий, вобрать их сущность и смысл. В течение тридцати минут мужчина и женщина в белых костюмах с разбега прыгают на дюны, пытаясь вызвать некую ответную реакцию. Исполняют мистический танец, призывая на помощь ветер и брызги морской воды. Лежат наполовину в воде, стараясь постичь пограничное состояние природы. Лёжа на песке, зарываясь в него, прислушиваются к шуму волн. Невозможно сказать, с какого момента море вступает в диалог с людьми. Невозможно сказать, с какого момента песок и вода возвращают мужчину и женщину друг к другу, помогая им понять себя и взглянуть на мир другими глазами.

Судя по Фестивалю, видеопроекцию, рано или поздно, будут использовать в качестве инструмента все труппы современного танца. Такое впечатление, что свои подписи под документом о принятых на себя обязательствах поставили и наши Лауреаты. Правда, глядя их работы, не ловишь себя на мысли: "Куда смотреть?", то ли на видео экран, то ли на исполнителей и в каком порядке. Любители психоделики не могли не оценить балет "Extremum mobile" в исполнении Aura Dance Theatre из Каунаса, хореография Birute Letukaite. Смотрится спектакль хорошо, даже изящно. Полная свобода для фантазии.

Впервые в конкурсе выступали австрийцы. Как выяснилось уже по его окончанию, Ballet tanz Burgenland попал в неловкую ситуацию. В багаже хореографа коллектива Malzer есть и постановки, которые востребованы направленностью фестиваля. Но на четырнадцатый фестиваль Ronald привёз работу, будучи неверно проинформированным. Отсюда и недоумение и досада. Блестяще выступил его соотечественник Robert Tirpa'k в сольном спектакле "… and the damage done". Незаурядная пластика, актёрское мастерство танцовщика плюс всё та же "умно" выстроенная часть видеопроекции и магнетизм музыкального ряда - в результате один из безусловных Лауреатов конкурса. В центре внимания хореографа Helene Weinzierl, пожалуй, рождение страхов и комплексов современного человека. Попытка спрятаться, избежать, покончить с навязчивыми ассоциациями. Описанные классиками литературы процессы раздвоения личности в этом спектакле мощно высказаны визуальным языком современной хореографии.

Одноактный балет "www.лица.ru" Ольги Поны, не первая её работа о России и для России в первую очередь. В аннотации к спектаклю ещё раз утверждается, что ментальность и суть необъятных просторов страны определяют жители российской глубинки, их характеры и видение жизненных принципов, устоев и традиций. Отсюда в лоб балалайка, баян с понятной мелодией, открытые нараспашку чувства и нехитрые желания. И всё бы хорошо, говорит театр, да только странным диссонансом звучит время. Не то настроение сегодня в мире, не те мелодии его отождествляют с тем, что происходит на сцене. На экране медленно и упорно ползут строчки "солёных" частушек, на сцене реальность дней медленно и неумолимо вползает в сознание глубинки. Что будет? Кто кого? Какими будут лица обновлённого сайта "www.лица.ru" в третьем тысячелетии?

Lublin dance theatre под руководством Hanna Strzemiecka стал обладателем специальной премии фестиваля. Запомнился балет "Hours, years" ("Часы, годы"). Работа с серьёзной драматической заявкой. Но, судя по всему, необходимо ещё время, чтобы спектакль оформился. Не нащупан общий темпоритм. Два плана исполнителей не всегда справлялись со своими задачами. Очень хочется увидеть его ещё раз позже. Другое дело миниатюра-номинант "Optical tract" на музыку И. Баха. Сразу вспоминается мысль о том, что модерн танцуют душой. Вспышка - идея, видение и профессиональное исполнение.

Прежде, чем о Гран-при - о балете "Взлом" и группе современного танца Русского камерного балета "Москва". Если бы не год издания 1996, если бы не условия конкурса о работах, поставленных не ранее 1999, если бы не один из вариантов постановок хореографа в разных труппах - быть балету обладателем Гран-при. Но, Paul Norton в любом случае остаётся известным и талантливым, а труппа всё равно справилась с задачей выше всяческих похвал. Танцовщики достойны хореографии исполненной ими на фестивальной сцене. Два раза балет был исполнен в Витебске и оба раза труппа была не в Витебске - исполнители прожили всё это время внутри созданного ими мира. Повествование о нас, о людях правил, о правилах поведения. Вот только каких и, почему установленных. Выводы не в нашу пользу. Что касается самой группы, то секция критики отметила самостоятельную работу одной из танцовщиц - Анжелики Шевченко под названием "На вет.ру" - хореографическая интерпретация известной песни "Тонкая рябина" сквозь призму виртуального мира Интернета. Сразу запоминается своеобразная стильность костюмов и уже потом выступает идея всё возрастающей зависимости человека от компьютерных чудес, подмены реальных чувств и переживаний синтезированными эрзацами.

И, наконец, о Гран-при. Руководствуясь, в том числе, мнением Международного жюри конкурса, надо признать, что в третий раз главный приз витебского международного конкурса по праву покинул Беларусь и улетел в Поднебесную. В который раз убеждаешься в том, что потрясающее мастерство исполнителя даёт хореографу прекрасную возможность ставить перед собой любую задачу. В данном случае всё совпало. И талант хореографа Zhang Ji Gang и невероятный арсенал хореографических возможностей исполнителя Chu Hi. На вершине конкурсной пирамиды оказалась миниатюра "Go to bank with dream" ("На берег со своей мечтой") - ирреальное общение героя постановки с собственной сокровенной мечтой. Бесполезно описывать, миниатюру надо видеть.

И ещё. Благодаря Шведскому Институту, на фестивале состоялись две лекции о современном танце Швеции. Одну из них представила теоретик танца Bodil Persson, другую танцовщицы Nordic Dumplings - Elisabet Karlsson и Anna-Karin Larsson, которые до начала концерта финала конкурса устроили в фойе Культурно-делового Центра перфоманс. Зрителям была предложена оригинальная версия исследования пространства. Двое не нуждающихся в зрении людей, неторопливо и чудаковато, с помощью искусственно созданных форм осязания ощупывают буквально каждый сантиметр их окружения.

Во время фестиваля работала фотовыставка Владимира Луповского, которую он посвятил памяти Романа Кислухина. Нет нужды говорить, кто был этот человек и как он погиб. Было больно и непонятно смотреть на фотографии и уверять себя в том, что это правда.

Что было ещё, мы хотим узнать сами из периодики, из телепередач, из телефонных звонков и писем электронной почты.

В заключение. Первое. Ещё раз спасибо всем участникам XIV IFMC'2001. Второе. На наш взгляд, самое главное для любого фестиваля, это зритель. В Витебске все концерты прошли с аншлагом.

Премии и звания фестиваля
1.Дипломом секции критики отмечен
одноактный балет "На вет.ру". Хореограф - Анжелика Шевченко.
Исполнитель - группа современного танца Русского камерного балета "Москва".
2. Специальные премии
Одноактный балет "Взлом" (the rogue tool)
Хореография - Пол Нортон
Исполнитель - группа современного танца Русского камерного балета "Москва" Хореографическая миниатюра "Optical tract"
Хореография - Hanna Strzemiecka
Исполнитель - Lublin dance theatre, Poland
3. Лауреаты конкурса
Одноактный балет "www.лица.ru"
Хореограф - Ольга Пона
Исполнитель - Челябинский театр современного танца, Россия
Одноактный балет "Sandwater"
Хореографы - Rene Nommik , Tiina Ollesk
Исполнитель - Fine 5 dance theatre, Tallinn, Estonia
Одноактный балет "Extremum mobile"
Хореограф - Birute Letukaite
Одноактный балет "… and the damage done"
Хореограф: Helene Weinzierl
Исполнитель - Laroque dance company (солист - Robert Tirpa'k), Austria
4. Гран-при
Хореографическая миниатюра "Go to bank with dream"
Хореограф: Zhang Ji Gang
Исполнитель - солист ансамбля танца армии Китайской Народной Республики - Чю Хай.
Состав международного конкурса фестиваля

Профессор Пекинского хореографического института, хореограф и теоретик танца, ответственный секретарь Общества деятелей балета Китая, член Международного жюри конкурсов балета в Пекине, Москве, Варне СЯО СУХУА (Китайская Народная Республика).
Хореограф, экс-премьер Национального Большого театра балета Республики Беларусь, Народный артист Беларуси, Заведующий балетной труппой Национального Академического Большого театра балета Республики Беларусь - ЮРИЙ ТРОЯН.
Хореограф, художественный руководитель Пермского Государственного театра "Балет Евгения Панфилова", Лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска" - ЕВГЕНИЙ ПАНФИЛОВ (Российская Федерация)
Хореограф, педагог, основатель и художественный руководитель труппы "Dancing People Company" - РОБИН ЛИ СТИМ (США)
Хореограф, основатель балетной труппы "Эмиль Дюбуа" - РОБЕР СЕФРИД (Франция)
Народный артист СССР и Беларуси, профессор, хореограф и директор Национального Академического Большого театра балета Республики Беларусь, Председатель Международного жюри конкурса - ВАЛЕНТИН ЕЛИЗАРЬЕВ

Состав критики
ЛАРИСА БАРЫКИНА - Балетный критик, музыковед. Автор телевизионных программ. Руководитель музыкально-литературного отдела Екатеринбургского театра оперы и балета. Член экспертного совета национальной премии "Золотая маска" (Екатеринбург, Россия).
ЮЛИЯ ЧУРКО - доктор искусствоведения, профессор. Заведующая кафедрой хореографии Белорусской Академии музыки. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (Минск, Беларусь).
АУДРОНИС ИМБРАСАС - Директор литовского центра информации танца (Вильнюс, Литва)
ЛАРИСА ВЕНЕДИКТОВА - Главный редактор журнала "Мир искусства" (Киев, Украина)
АГНЕТА БОДИЛ ПЕРССОН - теоретик танца, критик (Швеция)
  вверх

Дизайн: MultiMedia © 2001