IFMCart_sessioменестрельглавная
Гостевая программа
 
новости архив
  IFMC '2002
 
XV Международный фестиваль современной хореографии в Витебске состоялся с 28 ноября по 1 декабря 2002 был годом Национального конкурса. В нём приняли участие, практически, все профессиональные и любительские коллективы современного танца Беларуси. Их, по-прежнему, немного и есть возможность поделиться впечатлениями о каждом.

Фальклор-тэатр "Госьцiца", Минск.
"Госцьцiца" верна этническому началу своего творчества. Традиционно, автором и постановки и музыкального оформления выступает художественный руководитель театра Лариса Симакович. Балет "Прынамсi" (по смыслу - вероятно, возможно…) оставляет ощущение двоякости. В основе всех виденных на витебских фестивалях работ театра - драма. Трагизм подавляет. Создаётся впечатление, что на фестивале из года в год видишь продолжение одного и того же спектакля. С другой стороны, очевидно, что автор - профессионал. К сведению, Лариса Симакович, профессиональный хореограф и композитор. Вокальные партии танцовщиц исполнены безупречно, оригинальное повествование. Но и эта постановка неумолимо сводится к надвигающемуся безысходному финалу. Явно присутствует мрачная социальная линия балета, которая категорично отодвигает на второй план действительно ценный фольклорный материал. Театр, разумеется, имеет право донести художественными средствами вопиющий конфликт. И всё-таки, хочется пожелать, чтобы театр не замыкался в уединённом пророчестве. Не так много в Беларуси нелакированных фольклорных коллективов.

Группа современного танца "ТАД", Гродно.
Солистка "ТАД" Ольга Лабовкина и художественный руководитель и хореограф группы Дмитрий Куракулов танцевали удивительную "Кумпарситу". Весь состав коллектива был занят в балете "Маленькая симфония пространства". В целом "ТАД" стал обладателем специальной премии "За мастерство". Своим мастерством группа обязана, в первую очередь, именно Ольге и Дмитрию. Сюжет вечной темы взаимоотношения мужчины и женщины хореографически был исполнен блистательно, с юмором, грустью и, разумеется, с "куракуловской" фантазией и динамикой. Удачно вплетен целый фейерверк технически сложных, оригинальных поддержек. Балет тоже был хорош. Но, даже значительно выросшего мастерства группы оказалось мало. Если бы постановку исполняли более подготовленные танцоры, "Маленькая симфония пространства" выглядела бы гораздо убедительней. Это не упрёк. Кто виноват, что в Беларуси нет школы современной хореографии? Кто виноват, что танцоры могут танцевать только вечером и ночью, а днём вынуждены работать медсёстрами или водителями? Кто виноват, что поехать в Москву или Варшаву на мастер-классы сродни отдыху на Багамах? Балет нельзя оставлять до лучших времён. Необходимо репетировать. Может быть, попробовать ещё и утром, до работы?
Стоит сказать, что Дмитрий Куракулов один из первых белорусских хореографов, кто посвятил себя и остаётся безраздельно преданным современной хореографии. С достойным уважением упорством, отдаёт себя творчеству, балету. Именно поэтому, по единодушному мнению жюри, секции критики и дирекции фестиваля, хореограф стал первым обладателем специальной премии IFMC имени Евгения Панфилова. Диплом был вручен на заключительном концерте 1 декабря дочерью Мастера Ариной.

Студия пластической хореографии Анастасии Маховой "Параллели", Витебск.
Художественный руководитель и хореограф "Параллелей" Анастасия Махова быстро набирается опыта и мастерства. Обе конкурсные миниатюры говорят о том, что она мыслит и живёт модерном. Хореограф понимает технику и суть стиля, отождествляет себя с танцем. Огорчило, что соло Анастасии "Окно" на конкурсном показе вдруг "опустело". Исполнение напоминало пересказ близко к тексту. Во время постановочных репетиций миниатюра выглядела совершенно иначе! Что испортило настроение, что помешало, остаётся загадкой. Вторая работа "Там, где день и ночь меняются местами" опять-таки была ограничена возможностями танцоров. Лирика пограничного состояния природы и души лишь чуть брезжила.

Творческая лаборатория "Dact", Минск. Художественные руководители - Елена Плютова и Михаил Каминский.
"Dact" развивается. Безраздельное господство пластики и пантомимы в работах Михаила Каминского на Национальном конкурсе 2000 года сменилось синтезом стилей театра и танца. Очень достойная миниатюра "Бумага" смотрелась свободно. Бумажные мысли-образы, обрывчатые и искренние, перечёркнутые и исправленные, оставленные без продолжения. Без перебора визуальных и хореографических средств, без надуманной философии, без театральной патетики и ещё без массы без… Вероятно, своей свободой работа обязана контактной импровизации. Но и здесь Михаил Каминский выдержал золотую середину и не ушёл со своими партнёрами в свободное плавание от зрителей. Что касается "Ромео и Джульетты", то здесь верх взял концептуальный театр. Жаль, что ограничение конкурсной программы до 20 минут в целом не позволило лаборатории развить постановку. Понятно, что Международное жюри конкурса оставило работу без внимания, но зато мы побывали в любопытном театре.

Творческая мастерская эстрадного танца Молодёжного театра эстрады, Минск. Хореограф - Сергей Змитрович.
Миниатюра "Роксана" подтвердила определение "эстрада", дважды присутствующее в названии проекта. С точки зрения современной хореографии - ни плохо, ни хорошо - эстрада.

Группа современной хореографии "Квадро", Гомель. Художественный руководитель и хореограф - Инна Асламова.
Специальная премия конкурса "За лучшую хореографию" говорит сама за себя. Одноактный балет "Иллюзия развития" был самым выстроенным и новаторским с точки зрения современной хореографии. В основе спектакля серьёзная идея о преобладании рационального над чувственным восприятием мира, размышление об опасной однобокости современников. Искренние переживания и чувства хореографа нашли замечательное сценическое воплощение.

Проект выпускников Белорусской Академии Искусств - Романа Подоляко и Ольги Скворцовой.
Результатом случайно встретившихся в Минске двоих людей, выпускников Академии Искусств Романа Подоляко и Ольги Скворцовой, стала специальная целевая премия конкурса "2003" год. Звание Лауреата в этой номинации даёт право участия в Международном конкурсе следующего года без обязательного прохождения отборочного видеотура. Это, как минимум, возможность увидеть и пообщаться с зарубежными коллегами, поучиться на мастер-классах, стать свидетелем гостевой программы. Миниатюра "Яблынь" и балет "История одного чемодана" были выигрышны за счёт удачной режиссуры и явились результатом образования. Что касается современной хореографии, то за год Ольге и Роману надо успеть очень многое. В случае, если проект претендует на звание Лауреата'2003. Если нет, то есть смысл спокойно и методично начинать учиться новому в танце.

Хореографическая студия "Фолюш-балет", Танц-театр "Галерея", Гродно.
Впечатления об участии двух коллективов вынесены в один абзац по простой причине. Художественным руководителем, хореографом театра и студии является Александр Тебеньков. Не знаем, каким образом отреагируют корреспонденты белорусских масс-медиа на появление в Витебске студии "Фолюш", но, подозреваем, что вскользь. На самом деле, это новый этап белорусской современной хореографии - вторая волна, ученики первопроходцев. А раз так, можно верить и надеяться, что через 4-5 лет в Беларуси появятся первые, профессионально воспитанные на современном танце артисты. Будет сформировано принципиально новое мировозрение у целой плеяды танцоров. Непозволительно рассуждать, не зная постановки в целом, но фрагмент из спектакля "Буду…" танцовщицы студии исполняют с полным осознанием канвы, лексики, адекватно музыкальному настроению. Понимаешь, что каждый год творчества будет менять коллектив до неузнаваемости. Появятся мастерство, артистизм, опыт и реальные успехи.
Вряд ли необходимо характеризовать стиль и почерк танц-театра "Галерея". Неоконченная пьеса "Отнюдь" принесла своему постановщику специальную премию "За идею". Разумеется, идеи было мало. Исполнители - Александр Тебеньков, Виктория Бальцер и Пётр Рак - имена из списка элиты белорусского современного танца. А посему, профессионализм танцоров и даёт возможность увидеть идею. Как совместить показную меланхоличность и внутреннюю экспрессию, как передать недоверие и подозрительность, как заставить зрителя задуматься над нелепостями собственных взаимоотношений? Посмотрите неоконченную пьесу "Отнюдь".

Ансамбль кафедры хореографии Белорусского Государственного университета культуры.
Художественный руководитель ансамбля Светлана Гутковская совершенно справедливо отдала конкурсное время своим студентам. Надо не только видеть, но и пробовать. Обе конкурсные миниатюры "Творец" (авторы Ольга Ермалкович, Андрей Величко) и "Снимите маски" (Ольга Гузева) грешат приёмом "в лоб". Сквозила увлечённость конечной целью. Может быть, не было времени, чтобы найти и выучить свою хореографию и на втором этапе переосмыслить всё заново. Но нельзя не сказать, что Белорусский Университет культуры готовит специалистов, которые хотят и ищут новый язык и формы танца. А кто ищет, тот всегда найдёт.

Маленькая хореографическая студия Большого Фестиваля, Витебск. Хореограф - Диана Юрченко.
Витебский проект Дианы Юрченко приятен сам по себе как факт. Прежде всего, для нас, организаторов фестиваля. Второе - уже в первой попытке хореографу не изменил вкус. Очевидно, что Диана ни к чему не пристраивалась - ни к стилю, ни к возможностям своих девчонок-исполнительниц, ни к опробированным схемам и приёмам. Она взяла и сделала то, что хотела, рассказала о душе подростка, об её колкостях и метаниях. Иногда трудно передать чувства даже словами. Как показал Фестиваль, не так уж много в Беларуси людей, кто может себе хотя бы представить осмыслить мир с помощью современного танца. Надеемся, миниатюра "Не бойся" стала для хореографа символичной.

Гостевая программа фестиваля IFMC'2002

 

После двух лет планов и переговоров на фестивале гостила "High Frequency Wavelenths Dance Company" из США. Художественный руководитель и хореограф компании Мэрилин Дэниц (Marilynn Danitz) представила спектакль "Струящийся свет" (The Flowing Light). Балет блеснул техникой, хореографическими образами сюрреального мира и фотопроекцией работ Джерри Уэлсмана (Jerry Uelsmann). Мэрилин приняла участие в работе Международного жюри конкурса, провела специальную встречу с хореографами белорусских коллективов. Танцовщицы проекта дали ряд мастер-классов по технике модерна и после длительного европейского турне компания улетела в Нью-Йорк. Надеемся, что знакомство с Мэрилин Дэниц, Президентом Американской Гильдии танца, принесёт в будущем свои плоды.

Мы встретились на фестивале со всеми, кого планировали видеть, за исключением одного человека. В эти дни мы должны были видеть его в коридорах Дворца, слышать его голос. Он должен был снова выходить на сцену на репетициях и концертах, Евгений Алексеевич Панфилов. Мастер больше никогда не придёт на репетицию и никогда не выйдет на поклон к витебскому зрителю.

Но, так же, как и в течение последних 10 лет, на фестивале выступал Пермский Государственный "Театр "Балет Евгения Панфилова". Витебск вновь аплодировал спектаклю из золотого фонда балета - "8 русских песен", принимал последнюю премьеру - "БлокАда", раздумывал над "Мужской рапсодией", впервые знакомился с проектом театра "Бойцовский клуб" и его спектаклем "Тюряга". Наконец, по новому взглянул на знаковость "Реки".

1 декабря, заключительный день фестиваля, стал вечером памяти хореографа. Думаем, что участники Национального конкурса, оказавшиеся в тени, поняли нас правильно. Мы надеемся, что имеем право на личные привязанности и, высказывать вслух свои симпатии. Ещё раз благодарим меценатов XV Фестиваля - витебские предприятие "Белвест" и акционерное общество "БелСофт". Благодарим участников IFMC'2002. Желаем всем быть долго, как людям, как художникам.

Дирекция фестиваля IFMC

 

  вверх
 

Дизайн: MultiMedia © 2001