IFMCart_sessioменестрельглавная
  ifmc галлерея новости пресса отзыв архив
 
«Витьбичи», № 138 от 28 ноября 2006 г.

«НА ПЛАНЕТЕ ТАНЦА»

 

Из Витебска в Пекин в прошедшее воскресенье увезли Гран-при XIX Между­ народного фестиваля совре­ менной хореографии солис­ ты и хореографы ансамбля песни и танца Китайской ар­мии Син На и Джан Чиан. Миниатюра «Рифмы гармонии» - не самый загруженный в смысле содержания фрагмент из бесконечной истории о том, как не могут друг без друга инь и янь. Восторг вызывал именно красивый танец. В истории IF МС — это не пер­ вое золото для китайских артистов. И в какой- то степени результат оказался прогнозируемым, но до грусти - были и другие ожидания в раз­ решении конкурсной интриги. Меняется воспри­ ятие, и хочется более глубоких откровений, тем паче векторы современной хореографии на­ правлены именно к ним. В этом смысле танец китайских хореографов оказался как бы над конкурсом. Пусть мнение автора субъективно, однако, в нем разделенная грусть той части зри­ телей, которые воспитаны фестивалем, и кри­тиков, которые сделали иные открытия.

Художественный проект IFMC с участием многих творческих личностей, так или ина­че, отражает актуальное состояние совре­менного человека. На фестиваль современ­ной хореографии мы ходим смотреть на себя, смотреть, но не любоваться. Метафо­рические «зеркала» современного танца своеобразная терапия. На прошедшем фес тивале они были очень разные. Это 35 про­изведений, представленных на конкурс ав­торами из десяти стран. В финал по реше­нию жюри попала треть конкурсных работ, поставленных в Беларуси, России, Эстонии, Китае, Германии, Молдове.

За державу обидно не было. Открытием IFMC ' 2006 стал проект Ольги Лабовкиной и Жанны Маглыш — «В двух шагах от...» ( I пре­ мия в номинации «Хореографическая мини­ атюра»). Ольгу Лабовкину зрители помнят по ее работе в группе «ТАД» Дмитрия Куракуло ва. У них был замечательный дуэт «Кумпарси та», отмеченный жюри на одном из прошлых конкурсов. В 2004-м Лабовкина представила самостоятельную работу «Мечты ры­ жего человечка» и привлекла к себе внимание. Первая совместная поста­ новка с Жанной Маглыш ожиданий не обманула. Напротив. Светлана Гутков ская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой хореог­ рафии Белорусского госуниверситета культуры и член экспертного совета IFMC , уверена, что эти хореографы - надеж­ да белорусского танца.

Конкурс IFMC '2006 получился по-настояще­ му весомым, полифоничным. Сложилась ли мозаика, дающая представление о том, что же происходит сейчас в мире танца? Об этом мы поговорили с Витой Мозурайте, балетным кри­ тиком, преподавателем истории танца Вильнюс ской академии музыки и председателем эксперт­ ного совета на фестивале. Она заметила:

— В рамках существующих тенденций труд­ но дать определение большинству выступав­ших коллективов. Это - постмодерн. Напри­ мер, как характеризовать проект Лабовкиной и Маглыш? Это совмещение современного танца и так называемого театра танго. Сдела­ но прекрасно! Сейчас актуально внедрение ка­ ких-то элементов, например, уличного танца в модерн. Так поставлена миниатюра «Белый дом» танцевальной компании Берлинского университета драмы и танца (хореограф Оль­ га Костель, специальная премия «За дебют» ). Настоящие, как это понима­ется на Западе, театр танца - «Театр-сту­ дия современной хореографии» из Мос квы (хореограф Лариса Александрова, од­ ноактный балет «Путешествие против вет­ ра», премия имени Евгения Панфилова) и театр движения — московский «Вортэкс» (хо­ реограф Денис Бородицкий, «N ext to you », I премия в номинации «Одноактный ба­ лет»). В целом, конкурс - отблеск того, что происходит в мире современной хореогра­фии, где явно выражены три тенденции - танец и театр идут навстречу друг другу; ис­ пользование мультимедийных проектов в хо­ реографии и перформанс. Вот это последнее направление в Витебске еще не отражено.

Одно из впечатлений от конкурса - среди участников много ищущей молодежи и авто­ ров, личность которых ярко проявилась. Сре­ ди них хореографы Александра Сошникова и Сергей Головня из Молдовы (группа совре­ менного танца и перформанса « Voices », «Простые вещи» — II премия в номинации «Одноактный балет»), Маттео Молес из Эс­ тонии ( Fine 5 dance theatre , «Один свет, две тени» — II премия в номинации «Хореогра­ фическая миниатюра»), Наиль Ибрагимов из Казани (Камерный балет «Пантера», мини­атюра «Солдаты» — специальная премия).

Эксперты отмечали некоторую неровность конкурса в плане отбора конкурсных работ, когда рядом выступают начинающие танцов­ щики и хореографы и профессионалы. Но трудно не поддержать Светлану Гутковскую, которая предложила на задачу фестиваля посмот­реть под другим углом зре­ния: «Она не столько в том, чтобы раздать премии, сколько в том, чтобы дать шанс творческой молодежи выйти на эту легендарную сце­ну, испытать потрясе­ние и многому на­учиться». Собственно, это происходит девят­надцать лет.

Наталия Крупица

 

«Витебский курьер», № 90 от 28 ноября 2006 года

«ПЛАНЕТА ТАНЕЦ »

 

Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC) 2006 года оставил неоднозначные впечатления как у его участников, так и у зрителей. Кто-то получил эмоциональный шок, кто-то остался в восхищении от гуттаперчевых тел ки­тайцев, кто-то был приятно удивлен успешным выступлением нашей соотечественницы Ольги Лабовкиной, кто-то обсуждал вердикт жюри и остался недоволен конкурсными результатами, а кто-то просто сожалел о том, что вечера хореографии в Ви­тебске так быстро подошли к концу. Одно бесспорно: IFMC расширил представления витебского зрителя о таком сложном явлении в танцевальном искусстве, как contemporary dance. Хо­реографам и танцовщикам фестиваль помог обогатить знания о направлени­ях современного танца и путях его раз­вития в странах СНГ и Западной Евро­пы. И у всех состоялось знакомство с интересными личностями, искателями нового модерн-танца.

КРАСКИ И ОТТЕНКИ МОДЕРН-ТАНЦА

Уровень конкурсных работ члены эк­спертного совета IFMC назвали и неординарным, и очень разным, и неров­ным. Потому что на одной сцене свое творчество демонстрировали и профес­сионалы, и только начинающие рабо­тать в этом жанре авторы. Прозвучала даже мысль о том, что целесообразнее было бы проводить более тщательный предварительный отбор или каким-то образом дифференцировать участни­ков. Но, с другой стороны, права кан­дидат филологических наук, доцент, за­ведующая кафедрой хореографии Бело­русского государственного университе­та культуры и искусства Светлана Гутковская. «Задача фестиваля не только раздать награды и титулы, но и дать воз­можность, для многих единственную, воочию увидеть сильные, профессио­нальные труппы и исполнителей, поучиться у них мастерству. Видео не дает того, что может дать живое общение», - отметила она.

В этом году ведущие специалисты из семи стран мира, составившие жюри и секцию критики, просмотрели 35 одно­актных балетов и хореографических миниатюр. В целом, по словам экспертов, конкурс получился все же интересным и нескучным. Заметим, свойственные ранее модерн-танцу депрессия и мрач­ность уступают место светлым, иронич­ным, добрым, с чувством юмора поста­новкам. Да и беспредметным искусст­вом современную хореографию уже трудно назвать. Хотя были и абстракт­ные произведения, и такие, от которых даже клонило ко сну.

В финал вошли семь коллективов, чьи произведения смотрелись на одном ды­хании. Они и поделили между собой на­грады IFMC'2006. На удивление, мне­ния жюри, критиков и зрителей прак­тически сошлись. Украшением фести­валя назвали выступление молдаван: их спектакль «Простые вещи» с элемента­ми театра, видео, импровизации - это ироничная, комичная, трогательная, ро­мантическая история об отношениях, желаниях, возможностях. В общем, о жизни в Молдове. Ребята вообще не рассчитывали на какую-нибудь награду, а ехали в Витебск, как говорится, в раз­ведку.

Москвичи просто всех поразили и ста­ли открытием фестиваля. По определе­нию специалистов, они - настоящие театры танцев. Такие, как в Европе. АНО «Театр-студия современной хоре­ографии» был представлен спектакль «Путешествие против ветра». Автор - Лариса Александрова, ученица небезызвестной Ольги Пона. Театр современного танца «Вортекс» предложил одноактный балет «Next to you», тема которого - человек внутри социума. Хореограф спектакля Сергей Бородицкий выступает за чистые движе­ния, которые, по словам крити­ков, он наполняет глубоким смыслом, привлекает внимание многослойностью образа, мета­форичностью форм.

Зато дуэт Ольги Лабовкиной и Жанны Маглыш перевернул представление некоторых специ­алистов о белорусском современ­ном танце. Их замечательная по­становка «В двух шагах от...» по­добралась очень близко к уровню совре­менного танца Европы. Вот только... Когда стали известны имена обладате­лей Гран-при, коими стали представи­тели Китая, некоторым взгрустнулось. Нет. Никто не оспаривал (и даже не пы­тался этого делать) потрясающую техни­ку китайских танцоров. Они были бес­подобны и всем очень понравились. Но в кулуарах знающие люди говорили, что за этой красивостью ничего нет, кроме обыденного, набившего уже оскомину сюжета об Инь и Янь. А ведь в совре­менном танце мы все-таки говорим о какой-то метафоричности, ассоциациях, иллюзиях, концепциях, идеях. Председатель экспертного совета IFMC, балетный критик, преподаватель истории танца Вильнюсской музыкаль­ной академии Вита Мозурайте дала свою оценку витебскому фестивалю: - Я уже в третий раз на вашем форуме пластического искусства и не перестаю приятно удивляться. Все на очень про­фессиональном уровне. Наши хореогра­фы всегда испытывают гордость, если им выпадает честь ехать в Витебск. Здесь чувствуется благодатная почва, достаточ­но личностей, настолько, что можно даже поубавить. В этом году я впервые увидела международный конкурс. Он более весомый, чем в предыдущие годы. Но все увиденное можно назвать лишь отблесками того, что творится сегодня в мире.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

Сергея Смирнова и его хореографичес­кую компанию «Эксцентрик-балет» ви­тебская публика ждала с нетерпением. Их с первого же знакомства приняли, признали и полюбили, Смирнов стал для Витебска родным и всегда желанным гостем. Любовь оказалась взаимной.

«Витебский фестиваль - это удивитель­ный полифонический форум. Здесь можно увидеть такой огромный срез танцевального искусства, где творят ху­дожники XX и XXI веков. У нас в Рос­сии такого фестиваля нет. Для нас Ви­тебск - второй дом», - сказал Сергей Смирнов. В этот раз он привез спек­такль «Выше неба», где во главе угла - маленький человек большого города. Причем в этой постановке, в отличие от других работ, 30% - поверхностная кар­тинка, а 70% - глубина. Как признался Сергей, маленький че­ловек - это его фишка. Он его находит в любом спектакле. И когда из него не получилось ни Зигфрида, ни Бори Мо­исеева, он нашел выход - маленький те­атр маленького человечка. Что и сделал. Смирнов до модерна танцевал и балет, и народный танец, и даже выступал в военных сапогах, шинели и фуражке. И если его спектакли не в контексте, не в формате, то он говорит: «Слава богу!». Он делает свои опыты. Он чувствует себя гораздо комфортнее в состоянии, когда хочется сбежать без оглядки. Сергей Смирнов не любит принимать участие в конкурсах. Это принципиально. «Небла­годарное это дело, - счи­тает он - Конкурс_- это, как лотерея. А личность художника так легко ра­нить и недооценить». Но им приходится ездить и на конкурсы. Все продикто­вано необходимостью. В России слабо развиты га­строльные танцевальные туры. И чтобы показать и подарить зрителям свое творчество, они вынужде­ны участвовать в конкур­сных баталиях ради сце­ны, ради проката. А еще Смирнов расска­зал, что его спектакли идут скорее от души, эмоций, нежели от академической или народной техники. Он никогда не будет замазывать свой фэйс под европейские шаблоны, как делают многие и теряют самих себя. Было сказано много благо­дарностей в адрес своего родного Ека­теринбурга, в котором процветает все, что может. Где есть свой театр, своя сце­на, свой многочисленный зритель. Го­ворилось и о российских коллективах современного танца как об альтруистах, пионерах и энтузиастах. Смирнову по­везло больше. Театр, где они творят, име­ет муниципальный статус. Таких в Рос­сии только три.

У гостей из Швейцарии - коллектива « Tactus & Obviam est » - в спектакле «Я, Любовь и толпа» также целью исследо­вания является человек. Но зрителю да­ется возможность погрузиться в поток своих собственных эмоций. Танцор лишь зеркало импульсов, страхов, же­ланий, переживаний. Примечательно, что весь спектакль исполняет всего лишь один человек. По словам зарубеж­ных гостей, главная задумка спектак­ля - зритель должен увидеть в танце прежде всего человеческое существо, а потом уже хорошего исполнителя. И им показалось, что это получилось. Го­сти из Швейцарии ехали на фестиваль, испытывая большое любопытство. У них редко бывают российские коллек­тивы, и они практически ничего не зна­ли о нашем модерн-танце. Витебский фестиваль впечатлил их разнообрази­ем и креативностью. «Здесь замеча­тельно. Все увиденное - это богатство для нас», - восхищенно говорили швей­царцы. В их стране современная хоре­ография - это черная овца (т.е. белая ворона по-нашему). Предпочтение от­дается техничным танцам, поэтому очень трудно быть представителем это­го вида искусства. Сам модерн-танец в Швейцарии холодный и концептуаль­ный.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Светлана Гутковская назвала витебский фестиваль планетой по имени Та­нец. Александр Азаркевич из Польши, кандидат искусствоведения, хореограф, директор Дягилевского международно­го конкурса, считает Витебск малень­ким Парижем на карте Беларуси. Вален­тин Елизарьев, народный артист СССР и Беларуси, художественный руководи­тель и директор Национального акаде­мического Большого театра РБ, предсе­датель международного жюри конкур­са витебского фестиваля, сказал, что « IF МС - это территория танца и движе­ние к новому. А в движении, как извест­но, - Жизнь».

Алеся Метла

«СБ», № 222 от 25.11.2006 г

«ТЕЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

 

Наконец-то эксперты и профессионалы сошлись во мнении: историческая и конкурсная составляющая бе­ лорусского фестиваля не имеет аналогов в мировой пра­ ктике. Все сколько-нибудь профессиональные танцтеа тры из стран СНГ рано или поздно начинают свой слож ный путь в жанре contemporary именно на сцене КДЦ «Витебск». Современная хореография за свою почти сто­ летнюю историю легко прижилась в Америке и старой Европе, в тех странах и обществах, где в моде психоана­ лиз. По Делезу, мы плохо говорим, невнятно артикули­ руем, поскольку «язык полностью погружен в зияющие глубины тела». Вывести тело из ступора, «проговорить» в танце все личностные и социальные конфликты — вот для чего существует танец модерн.

На витебский фестиваль съехались танцевальные труппы из 11 стран мира. Хореографы и танцовщики изумлены нашим мощным фестивальным движением, особенно те из них, кто приехал в Витебск впервые. Ска­ жем, хореограф московского театра современного танца «Вортекс» Денис Бородацкий, крепкий профессионал с завидным танцевальным «бэкграундом», утверждает: «Ни в Америке, ни в Европе не доводилось бывать на фе­ стивале, где творческая машина работала бы так по-су­ масшедшему искусно и грамотно».

Конкурс I ЕМС - это 35 хореографических произве­ дений, представленных в течение двух дней на фести­ вальной сцене. Работе жюри не позавидуешь: сегодня к четырем часам дня они должны вывести в финал лучше­го хореографа. А конкурс в этом году сильнейший, в нем представлены как традиционные виртуозы жанра, скажем, пекинский Ансамбль песни и пляски Китайской народной армии, челябинский ансамбль «Линия», упо­ мянутый московский «Вортекс», так и неустанные экс­ периментаторы польский «Театр Окагрпагу», калинин­градский «Инклюзы», витебская студия современной хо­ реографии Дианы Юрченко, гродненский «ТАД»...

— Ваш зритель реагирует на спектакли удивительно точно, — говорит член жюри IF МС Генрих Майоров, ху­ друк Московской государственной академии хореогра­ фии. — А я смотрю в эти дни на сцену и даже немного раздражаюсь: как много талантливых хореографов, ока зывается. Молодых, дерзких, как мы говорим, «других», но, безусловно, даровитых.

Об актуальных тенденциях современного танца пого­ ворим через несколько дней, после завершения фестива­ ля. Для автора этих строк важнейшим из искусств явля­ ется contemporary , и теперешнее свое пребывание на фе­ стивале я называю экстазом собственного существова­ ния. Эти свободные, часто грубые, не скованные класси­ кой телесные силы модерн-трупп освобождают ум. От чего?.. От устарелых взглядов.

Виктория Попова

Председатель экспертного совета IFMC '2006
 
 

В Витебск на Международный фестиваль и конкурс современной хореографии я приехала уже в третий раз и с удовольствием заметила, как хорошо танцуют многие участники! Порой кажется, что многим и усовершенствовать-то нечего. Конечно, я имею в виду только технику танца. В мире идей, концепций, метафор, а танец – все-таки метафоричное искусство, в нём «бытовое» движение подчиняется условности и должно нести более обобщенный смысл, дело обстоит гораздо печальнее…Хотя все-таки лучше, чем два года тому назад, когда я приехала на фестиваль впервые и была слегка удивлена наивной прямолинейностью выражения некоторых тем. Недаром в этом году взгляд Международного жюри под руководством господина Валентина Елизарьева пал на хореографическую миниатюру «Солдаты» (хореограф Наиль Ибрагимов, камерный балет «Пантера», Казань, Россия). Тема войны здесь была отражена гораздо тоньше, чем в некоторых спектаклях и миниатюрах в позапрошлом году. Костыли, ставшие для раненого и опорой в жизни, и крыльями, приобрели философское и более метафорическое значение.

Полон намеков, балансирующих на грани психологизма и простой «спортивности», дуэт Ольги Лабовкиной и Жанны Маглыш «В двух шагах от...» (Гродно). Эта миниатюра стала для меня одним из самых больших впечатлений фестиваля этого года. Короткий, исполненый как-бы на одном дыхании, но вместивший в себя историю зарождения, бури и угасания чувств, номер ярко выделился на палитре не только фестиваля, но и всего белорусского танца. Особой обдуманностью сценографии, костюмов, освещения, хореографии, театральных приемов показался спектакль «Путешествие против ветра» (АНО «Театр-студия современной хореографии», Москва). Недаром его хореограф Лариса Александрова получила премию имени Евгения Панфилова, тем как-бы приближаясь, а во многом и обгоняя (время не стоит на месте!) Мэтра.

Театр современного танца «Вортекс», показавший абстрактный спектакль «Next to You» (хореограф Денис Бородицкий), был одним из лучших с точки зрения техники исполнения. Нечасто увидишь так хорошо танцующих и не очарованных собой танцоров на сцене. А то, что техника в современном танце – это не самое главное, с легкостью доказали молдоване («Voices»). Непринуждённо, играючи, с легкими искорками самоиронии, они устроили самый настоящий театр танца в духе немецких традиций в спектакле «Простые вещи» (хореографы Александра Сошникова и Сергей Головня) и рассказали о буднях молдавской молодежи.

Молодые танцовщики эстонского театра танца « Fine 5 » показали единственный любовный дуэт (« One Spot, Two Shadows » , хор еографы Маттео Молес, Дмитри Круус, Лаура Квельстейн), в котором обошлось без надоевшей бытовой философии любви и ненависти, идущих рядом. Это был очень тонкий рассказ о попытке понять само зарождающееся чувство и свое отношение к тому, кто это чувство пробудил.

Ольга Костель, уроженка Белоруссии, живущая ныне в Германии, получила на родине специальную премию «За дебют». Соединение современного танца с уличным брейком на сцене было достаточно интересно. Тенденция «поднятия» уличного танца на сцену довольно новая: впервые брейк и хип-хоп, как полноценные сценические стили, «узаконили» французские хореографы, и это здорово, что Костель показала это в Витебске. Хотя самой миниатюре «Белый дом» недоставало и обоснованности, и танцевальной техники, и «доношенности».

Механическим исполнительским мастерством могли похвастаться многие выступавшие группы, а вот наполнить это мастерство чувством, да так, что виртуозность стала лишь подсобным элементом для выражения чувств, удалось горстке. И недаром экспертный совет единогласно согласился, что самым искренним и проникновенным исполнением отличился театр танца Ольги Зиминой из Сарапула в работе «Новые песни древней земли».

XIX фестиваль и конкурс прошли успешно – спасибо Марине Романовской и ее команде – и стал прекрасным трамплином как для будущих фестивалей, так и для их участников.

Вита Мозурайте

  вверх


Дизайн: MultiMedia © 2001