IFMC art_sessio менестрель главная
  галлерея новости пресса отзыв очерки  архив
 
  Отчёт 2008

13-ый «Менестрель» был аккурат на стыке зимы и весны, согласно девизу «За полчаса до весны…».  Была задумка впервые встретить календарную весну с гитарой в прямом смысле – начать концерт 29-ого февраля и закончить за полночь уже 1 марта. Но уверенности в том, что случится что-нибудь мистическое не было, а зрителям пришлось бы добираться домой без помощи городского транспорта абсолютно точно. От идеи отказались, но концерт Витебских гитаристов от этого не пострадал. Слушали музыку. В основе своей хорошую, по замыслу. В разном исполнении – новичков и профессионалов. Звучала гитара классическая, электроакутическая и, наконец, электрическая. Осталось дождаться цифровой гитары. Но если и не удастся, то переживать, на мой взгляд, не стоит. «Менестрель» с роковым порядковым номером начался с альма-матер – классической гитары, которая занимает своё особое место в мире музыки. Казалось бы, в эпоху расцвета «не парься», классическая гитара должна была бы тихо кануть в лету. Потому что она скромна, умна и воспитана. Потому что она предполагает внимание, общение и раздумье. Но к счастью, провидение её бережёт и в каждом приличном городе есть горстка людей – хранителей истории музыки. Это странно, когда молодой человек вдруг посвящает себя классической гитаре. Странно, что он, в отличие от других, начинает слышать и понимать в каждом звуке те чувства и настроение, которые испытывали наши предки 100, 200, 300 лет назад. Но пусть так и будет. Иначе исчезнет сама возможность понять, что же они думали и чувствовали такое количество лет назад.

Сюрприз фестиваля – выступление молодого женского дуэта в составе Анастасии Перелыгиной и Анны Шаркун. Девушки одноклассницы, учатся в 9-ом классе 33-ей средней школы с музыкальным уклоном. По словам педагога Марины Шакуро, успевают не только по классу гитары. Как солистки, в 2006-ом году стали Лауреатами областного конкурса «Три желания». Что касается дуэта, то вместе начали играть в нынешнем году. Дуэт исполнил «Романс» Гомеса и «Бразильский танец» в обработке Пернамбуко. И если при исполнении первого произведения верх взяло волнение, то второе прозвучало безукоризненно. Что любопытно. Считается, что классическая гитара известна и популярна с 15 века. Хотя ряд историков настаивает, что за истину надо брать всё-таки век 17. До этого времени в Западной Европе безраздельно господствовали лютня и рота. Но дело не в этом. Удивительно, что эмансипированные женщины добрались до классической гитары лишь в середине 60-ых прошлого столетия. Пионером освоения гитары стала Ида Пресси. Таким образом, Сюзи Куатро появилась всё-таки позже, да и то - обошлась четырьмя струнами бас-гитары.

Далее выступал Александр Соловян, который после окончания Смоленского музыкального училища имени Глинки вернулся в свой родной город и отныне преподаёт в той же 33-ей Витебской школе. Александру спасибо вдвойне. Во-первых, за согласие выступить и, во-вторых, за определённого рода мужество. Накануне выступления у музыканта сломался ноготь. Для профессионала ситуация рискованная - можно  испортить репутацию. Но где наша не пропадала? Обошлось. Торжественно и величественно прозвучали «Сапатеадо» Родриго и «Астурия» Альбениса.

«Jazz & Flamenco band» - проект Геннадия Емельянова - выступал второй раз за историю своего существования. Первым было выступление перед худсоветом Витебской областной филармонии. В дальнейшем я бы его рекомендовал как коллектив-праздник. Авторские композиции Геннадия соседствуют с интерпретациями известных песен и мелодий зарубежных композиторов. Главное условие выбора – хорошее настроение, которое адресовано потенциальной аудитории и которое по душе самим участникам квинтета, что чувствовалось в программе выступления. На сегодня коллектив выглядит следующим образом – Геннадий Емельянов (гитара), Анна Кодис (вокал), Ольга Бордак (клавиши), Игорь Пчёлкин (перкуссия), Виталий Бурнейко (бас-гитара).

В заключение выступал «Freak time band» Андрея Ускова. На мой взгляд, явление в новейшей музыкальной истории города. Трио играет блюз, джаз, латиноамериканскую музыку в самых смелых и неожиданных вариациях. Исполнительское мастерство Алексея Попова и Александра Кланюка на высоте благодаря опыту работы музыкантов в самых разных коллективах и проектах – от фольклорных до эстрады всех мастей. Андрей Усков в своё время работал в «Яблочном чае», «Харли» и в оркестре самого Михаила Финберга. Благодаря лидеру, у команды хороший вкус, слаженное исполнение, мощная энергетика и много других плюсов, которые наводят на грустные мысли о долговременности пребывания Ускова в родных пенатах. Витебск однозначно тесен для музыканта, который может составить честь любой серьёзной группе европейского уровня. Одним словом, молодцы.

1 марта слушали квартет Ивана Смирнова в обновлённом составе. Вторым гитаристом выступил Иван Смирнов-младший. Дмитрий Сафонов отныне занялся сольной карьерой и потому уступил своё место представителю семейной династии. Концерт получился необыкновенно лиричным. Взрывной Смирнов уступил место Смирнову философу, рассказчику, собеседнику. Совершенно по-другому звучали хиты, проникновенно лились новые мелодии. В течение концерта пальма первенства плавно переходила от гитары к перкуссии, к духовым Сергея Клевенского, снова возвращалась к струнам. Особую чувственность концерту придал видеоряд Олега Черняка. Сюжеты природных мизансцен и музыкального настроения порой совпадали самым чудесным образом, если учесть абсолютную творческую автономию.

2 марта выступало легендарное цыганское трио «Лойко», завоевавшее сердца зрителей в прошлом году в рамках сводного концерта, посвящённого романсу с гитарой. Сольным выступлением музыканты расставили все точки над «и» раз и навсегда, по крайней мере, для Витебска. Речь не о том, кто лучше, речь о том, что «Лойко» уникально. Во всех смыслах. И культуры, и  мастерства, и исполнения. «Лойко» относится к разряду коллективов, которые необходимо видеть и слышать.
Ещё, кроме пресс-конференций с гостями, в рамках фестиваля состоялась первая в истории Витебска конференция с научным оттенком по проблемам гитарного искусства в целом. Вроде бы всё в Витебске есть – мастера, педагоги, музыканты, даже фестиваль. С другой стороны, никаких исследований в этой области не проводилось. В результате размышлений состоялась встреча «Мастер. Учитель. Музыкант», на которой ни воззваний, ни заявлений в защиту гитары не принималось и не подписывалось, а просто шёл разговор о пациенте – заинтересованно и с любовью. В дискуссии приняли участие гитарных дел мастер Александр Боярин, педагоги Дмитрий Ижохин, Игорь Перелыгин, Владимир Сафонов, а также гитаристы-участники Витебского концерта. Опыта в проведении научных симпозиумов в аудитории никто не имел, обмен мнениями проходил в свободной атмосфере. Что удалось выяснить? Гитарных дел мастеров в начале 21 века в Витебске насчитывается не более 5-6 человек. Основным их занятием является реставрация гитары, которая на взгляд профессионалов является гораздо более ранимым и тонким инструментом, нежели, например, скрипка. А поэтому нуждается в тщательном и бережном уходе. По единодушному признанию, нельзя категорически настаивать на преимуществах ручного производства перед фабричным. Поиск «своего» инструмента исключительно личное дело музыканта. Педагогов по классу гитары в нашем городе не более 10-15 человек. Что касается непосредственно звания «гитарист», данные отсутствуют. Оказалось, нет формулы определения. Итогом публичного разговора о гитаре оказалась вещь предсказуемая. Конечно, гитара не уйдёт со сцены ни в обозримом, ни в далёком будущем. Уж очень красивый, универсальный и востребованный инструмент, без которого мир и представить себе невозможно. И очень даже хорошо.

Организаторы фестиваля – отдел культуры Витебского горисполкома и государственное учреждение «Центр культуры «Витебск» - высказывают благодарность своим традиционным и новым партнёрам: Витебским филиалам «Белинвестбанк», «Белпромстройбанк» и «Беларусбанк», СООО «Белвест», фирмам «Рубикон» и «Полимерконструкция». Генеральным партнёром «Менестреля’2008» выступила компания «Мобильные телесистемы». Представители всех вышеперечисленных компаний побывали на концертах фестиваля и, также, как и несколько тысяч зрителей, остались признательны его участникам за доставленное удовольствие, подтвердив старую истину - слушайте гитару.

Эдуард Чернивчан

Фото – Иван Асташонок, Алексей Усович

 
 

 

вверх

Дизайн: MultiMedia © 2001