IFMC art_sessio менестрель главная
  галлерея пресса отзыв очерки  архив
   
    Гитара может все, что хочет...
  Концертов было всего два. На большее не случилось ни времени, ни средств. Слишком плотный график у музыкантов, слишком трудно в прагматичном сегодня мире найти меценатов, готовых поддержать изысканный, значимый, но некоммерческий проект.
Кстати, о меценатах. Нечасто приходится слышать вместо дежурно-вежливых аплодисментов такой шквал рукоплесканий, которым взорвался до отказа заполненный Большой зал КДЦ (уплотнились едва ли не до «висячих» мест), когда конферансье объявил спонсоров «Менестреля» - «Беларусбанк», «Белинвестбанк», «Белпромстройбанк», «Белгазпромбанк», «Приорбанк»...
Впрочем, все естественно. Все очень органично вплетается в ткань легенды. Легенда о «Менестреле», родившись на витебской сцене, уже живет по своим законам. Легенда может на некоторое время показаться полузабытой, но она уже в сердца вписалась, в воздухе разлилась... Потому и полный зал даже после трехлетнего перерыва. Помнят! Потому и Смирнов, и ДиДюЛя, и Липницкая не проездом – специально в Витебск. Какие разные концерты... Камерный вечер 27 февраля в Круглом зале и большой концерт в Большом. По-разному играли, по-иному слушали, слышали. Первый был задуман как вечер сольных выступлений. Иван Смирнов все же сыграл в дуэте с Дмитрием Сафоновым, музыкантом из своего квартета. «Просто не хотелось играть одному, - объяснил потом «нарушитель регламента». – Хочется диалога на сцене». Говорили не словами – аккордами, взглядами, какими-то там еще седьмыми, восьмыми, двадцать пятыми чувствами. И зритель внимал диалогу.
Программа концерта в Круглом зале была выверена до йоты. Вначале выступил Антон Бабура, студент первого курса витебского музыкального училища. Это в традициях «Менестреля» - представлять на фестивале одного из молодых, неизвестных публике витебских гитаристов. То ли путевка в жизнь, то ли щедрый аванс, а чем обернется в судьбе молодого музыканта, это уж только от него самого зависит. «Продержался... И вдохновился!» - так ответил Антон на вопрос о том, какие впечатления у него остались после выступления. И признался, что еще несколько лет назад к гитаре относился несерьезно, считал ее «дворовым инструментом». А потом услышал классическую гитару – и все... Какое произведение и в чьем исполнении так перевернуло мир, Антон Бабура не говорит. И правильно: в легенде, которую юный музыкант только начинает писать, должна быть тайна, недосказанность должна быть.
Легенда о Наталье Липницкой – это легенда о девушке, влюбленной в гитару. Она играет с девяти лет. Сейчас Наталья – студентка Венского университета музыки, занимается у знаменитого австрийского профессора Альваро Пьерри. Ее игра интеллектуальна, но не рассудочна. Гитара Липницкой рассказывает истории, записанные звуками и пять столетий назад, и совсем недавно, и не стоит, наверное, так уж всерьез задумываться над тем, почему мы сегодня пытаемся отыскать некую сверхзадачу в музыке, которая в свое время писалась для услаждения монаршего слуха во время трапезы или отдохновения. Если музыка что-то значит для нас, так ли уж важно, почему? «Гитара – это часть меня, я и люблю ее, и ненавижу, когда что-то не получается. Гитара – как собственный ребенок, его же нельзя не любить!» Наталье, которую в Европе и Америке признают новой звездой, кстати, еще предстоит завершить свое образование в Белорусской Государственной Академии музыки. Ее жизнь расписана на ближайшие два года: Монако, Австрия, Швейцария... Может, и Витебск? Может быть. А дальних планов она не строит.
У каждого из мэтров – Смирнова и ДиДюЛи – легенда о гитаре своя. Такие же разные они, как и сами музыканты. Для Ивана Смирнова гитара – это «возможность высказать то, что не можешь высказать ни словами, ни даже чувствами. Инструмент. Орудие. Оружие». А для ДиДюЛи гитара ...игрушка: «У детей есть игрушки, а у меня – моя гитара. Я же с ней играю, как ребенок». И правда, как ребенок: когда играет, глаза прикрывает, улетает. Закончил пьесу – улыбка. Вернулся! Может, это и перед зеркалом отработанные спецэффекты, но все равно – попадает. ДиДюЛя со своей инструментальной группой собирает огромные залы и стадионы, гастролируя по России, странам ближнего и дальнего зарубежья. А в камерной обстановке Круглого зала он был совсем другим. Не таким, как на «большой» сцене. Настоящим? Он считает себя гражданином планеты и очень любит путешествовать, вбирая в себя испанские, азиатские мотивы. Но сценический псевдоним не принес из дальних странствий, а смастерил из своей исконно белорусской фамилии, лишь графически ее трансформировав. И простое «сялянскае прозвішча» зазвенело, как гитарные аккорды: «Ди! Дю! Ля-ля-ля...»
Кстати, все приглашенные звезды выступали на «Менестреле» за минимальные гонорары. О да, это «особой витебской аурой» обусловлено. А еще – особенностями самого фестиваля. Если в европейской практике большинство фестивальных мероприятий такого рода ориентированы в первую очередь на специалистов – собственно музыкантов и музыкальных критиков, то в Витебск они едут к зрителю. Неслучайному, тонкому, понимающему. Здесь музыканты раскрепощаются и играют для души.
«Любой фестиваль, куда нас пускают – это победа, потому что фестивали формируют среду. У нас же нет музыкальной среды, нигде. Кто в этом виноват – революция, упадок, «античудо»? Но ее нет, ее надо формировать заново», - считает Иван Смирнов. Он – лучший акустический гитарист России по отзывам прессы последних лет. «Русский гений», как прозвали его в Эдинбурге, где он принимал участие в музыкальном фестивале. «Вы и вправду гений?» - спросили его в Витебске. Иван ушел от прямого «да-нет» очень изящно. «Гений – понятие условное. Этот термин сейчас имеет совсем не то значение, что 200 лет назад. По-моему, гений – это человек, который видит все по-другому, живет в другом пространстве». Значит, вы – гений, Иван! Ну, кто еще может сказать, что какую-то пьесу (в Витебске – «Долгое озеро») он играет для того, чтобы «организовать пространство, позволяющее музицировать»?
В Витебск Смирнов снова приехал с новинкой. Он представил витебскому зрителю несколько композиций из последнего альбома «Крымские каникулы». Это не столько что-то новое, сколько хорошо оформленное старое – компиляция давних записей, в основном музыки к кинофильмам. Сказать, что квартет Ивана Смирнова в Витебске имел успех – значит не сказать ничего. А слово «фурор» уж больно банально. Но «безумные наигрыши», где поют-разговаривают гитары, клавишные, какие-то тамбурины, колокольчики, погремушки, волынки, этнические дудки, попали в унисон загадочной витебской души. «Гитара может не все, - считает Смирнов. – Но она может все, что хочет!»
Гитара может создать легенду, может стать легендой. Это и произошло в Витебске. И мы – соучастники.

Наталья ПАРТОЛИНА
«Витебский курьер», № 17 от 5 марта

     
   
    «Менестрель» и его четыре гитары
  На прошедшем фестивале гитарной музыки «Менестрель’2004», который вернулся в Витебск, как в прежние годы, «за полчаса до весны», пожалуй, наибольшую порцию аплодисментов и бурный эмоциональный отклик публики получил гитарист-виртуоз Иван Смирнов. Просто потрясла фантастическая техника игры и глубокая интерпретация и русского фольклора, и фламенко, и классической музыки, и эти легкие неожиданные переходы к рок-н-ролльной стилистике... Все, что не канон в музыке, - это джаз, что Смирнов блестяще демонстрировал. «Квартет Ивана Смирнова» - это гармония звучания музыкальных инструментов - гитар, клавишных, аккордеона, кларнета, этнических духовых. На фестивальной сцене мастерски, виртуозно были исполнены композиции из альбомов «Страна, где ночует солнце» и последнего - «Крымского» (сборника саундтреков к кинофильмам).
«Русский гений», так отзываются о музыканте за рубежом, на фестиваль в Витебск приехал с великой охотой, потому что «если меня зовут и принимают, я на коленях поползу, ведь любой гитарный фестиваль - победа, противостояние попсе. Слава богу, есть Витебск, Калуга, Рига и фестивали, значит, формируются среда и пространство современной гитарной музыки».
И в этом плане «Менестрель», действительно, стал праздником для ценителей искусства. Фестиваль, камерный по составу участников, на самом деле представил довольно широкий диапазон гитарной музыки, школ и стилей игры. В жанре легкой инструментальной музыки работает Дидюля. Этот яркий гитарист со своим музыкальным языком, темпераментом, тонкий проводник в стихию фламенко, также с интересом был встречен публикой. Многим он знаком по фестивалю прошлых лет в Витебске, когда о нем еще не говорили как о взошедшей звезде. В первый же вечер Дидюля играл программу, специально подготовленную для фестивального концерта в Витебске.
Молодой музыкант, выпускница Белорусской академии музыки, а ныне ученица профессора Альваро Пьерри (Венский университет музыки), Наталья Липницкая два фестивальных вечера выступала соло и показала чувственную и одновременно интеллектуальную классическую гитару. Восприятие девушки с гитарой точно совпало со словами артистки, когда она говорит, что «гитара - это часть меня, инструмент - это мой ребенок». И она растворена в любви к нему. Наталья играла музыку, написанную еще для ренессансной лютни, а также современных авторов. 5 пьес Астора Пьяцоло, которые Н. Липницкая представила в концерте, - произведения, за исполнение которых гитаристка была удостоена звания лауреата международного конкурса в г. Руст (Австрия). После Витебска КЛипницкая будет давать концерты в Монако, Франции, Швейцарии.
По традиции «Менестрель» приглашал начинающего музыканта. Антон Бабура, первокурсник Витебского музучилища, считает свой дебют успешным, и его исполнительская манера многим пришлась по душе. В общем-то, музыкальная легенда Антона только начинает складываться, и, вполне возможно, будущая звезда еще вспомнит мастер-класс «Менестреля».


Наталия КРУПИЦА
Газета «Витьбичи» от 11 марта 2004 года

     
   
    «Ход ДиДюЛей»
 

Все, береза свое отплакала: не хотят больше провинциальные жители покупать билеты на шоу-битовых «фабрикантов». А зачем? Их и так каждый день по «телеку» крутят. В маленьких городах в последнее время нещадно срываются концерты ансамблей «Корни», «Блестящие», «ВИА Гра». Шоу-бизнес в шоке: кто виноват и что делать? Откормили на свою голову сотни однотипных групп, а кому их теперь продавать - неизвестно.
Сам Иосиф Пригожий, глава лейбла «Нокс-мьюзик», рыщет по Арбату, надеясь в толпе различить хоть кого-нибудь, не похожего на певицу Валерию. Как-то наткнулся Иосиф на Дидюлю - гитариста из Гродно, парень стоял на Арбате и, отмораживая себе руки и губы, что-то горячее испанское вдохновенно наигрывал. «О!» - подумал Пригожин. Так или почти так, но пригласил крупный московский воротила нашего паренька в свой продюсерский центр, первый альбом «Фламенко» и его клипы выходили под чутким руководством компании «Нокс-мьюзик» - проект так и назвали «ДиДюЛя». В инструментальные ходы Дидюли позже «вписались» Кристина Орбакайте, Авраам Руссо и даже Дмитрий Маликов. А режиссер Андрон Кончаловский пригласил нашего гитариста на небольшую роль в фильме «Дом дураков», где в дуэте с Брайаном Адамсом ДиДюЛя играл самого себя - музыканта, погруженного в звуки, несмотря ни на что. Пусть дураки кругом и взрывы, и косно мыслящие продюсеры. «Играй, музыкант, да и
только», - велел Кончаловский. Дидюля играл, Андрон снимал, а фильм «Дом дураков» спустя год Гран-при в Венеции получал.
К тому времени проект «ДиДюЛя» выпустил очередной альбом «Дорога в Багдад», музыкальные критики признали его лучшим инструментальным альбомом СНГ. До сих пор пластинки «ДиДюЛи» (третья «Тhe Best») держатся в лидерах продаж в музыкальных магазинах. Оперившись, построив в Москве свою студию, Дидюля (кстати, это древняя белорусская фамилия) перевёз в белокаменную свою маму, не без суда расстался с Пригожиным и выступает теперь круглый год с концертами по всему СНГ.
Из Еревана (в армянской шапочке и жилетке) Дидюля с четырьмя гитарами за плечами (среди них - греческий инструмент бузуки, звук, я вам доложу, марсианский) приехал на той неделе в наш Витебск на фестиваль «Менестрель». Увы, желающих послушать инструментальный концерт оказалось много больше, чем вмещает в себя зал на 1.100 зрителей. Но те, кто успел-таки вырвать билетик, - в восторге. От концерта, от фестиваля, от настоящей живой музыки, в конце концов. Жаркое фламенко Дидюли, его огонь не забыть тому, кто хоть раз наяву грезил о солнце, страстных объятиях под луной и... Пусть весь мир подождет.
Фольклорные ходы Ивана Смирнова, его огромное полифоническое чувство объединили публику в едином порыве бойкотировать отныне все ненастоящее. «Еще давай!», - бесстыдно умоляли зрители Ивана Смирнова. И он давал все лучшее, чему научился за 30 лет своей жизни в музыке. Также витебскую публику академической игрой на гитаре искушала Наталья Липницкая. Белоруска, ныне студентка Академии музыки в Вене, она, я слышала, несколько утомила публику неспешностью и велеречивостью стиля. И то сказать, эпоха, где жила классическая гитара, была менее центростремительной. Верно и то, господа, что музыку, с которой знакомила нас Липницкая, мы можем хоть каждый день слушать на концертах гитарной музыки в Вене, Берлине или Цюрихе. У нас такая возможность появляется редко, как мы выяснили, раз в три года, на «Менестреле». Оценим же это.
Только не торопитесь заказывать пиво, я вот-вот закончу. Когда кумирами миллионов был «Битлз», молодежь, понятное дело, от гитары балдела, с ней срасталась и гитарной музыкой жила. На сегодняшний день в Минском музыкальном колледже... аж один студент обучается игре на гитаре. Кумиры нынешние, знаете ли, уже не те. И, тем не менее, долго точив стену равнодушия и непонимания между собой и миром (шутка ли, на Арбате бренчать?), Дидюля сегодня стал важной птицей - и взмыл. Об Иване Смирнове и говорить нечего... Но вот парадокс. Пластинок Смирнова в столичных магазинах не сыскать, а тот же Дидюля как бы невзначай на фестивале «Менестрель» у меня спрашивает: «Вот я белорус, да? У меня концерты везде, по всему СНГ, а в Минске никак не могу организовать выступление. Меня запрещают?» Помилуй, дорогой Дидюля, никаких запретов. Элементарно - прогресс до Минска еще не дошел. По традиции, у нас все культурные революции свершаются в Витебске.

Виктория ПОПОВА, «Советская Белоруссия».
№ 44 от 6 марта 2004 г.

     
Предлагаемая для прочтения статья задумывалась очень краткой. Виделось нечто документального отчёта. Но, по мере написания, неожиданно заполнились 3 печатных листа. В статье, с его разрешения, использованы выдержки из переписки с Владимиром Устиновым.


По следам «Менестрелей’2000»
3 марта в концертном зале Белорусской Государственной Академии Музыки завершился VIII Фестиваль гитарной музыки "Менестрель". Музыканты-участники белорусско-российско-американского проекта в первый, и последний, раз вышли на сцену все вместе. Аплодисменты, цветы, улыбки представителей дипломатического корпуса иностранных держав, культурной элиты Республики, студентов и преподавателей Академии…

Без малого, год понадобился для того, чтобы произошло событие в гитарном мире Беларуси. Небольшой, по составу, Фестиваль потребовал усилий целого ряда учредителей. Среди них, традиционные Витебские Управления культуры областного и городского исполнительных комитетов, Культурно-деловой Центр ОАО "КИМ" и Компания Арт Марк. Впервые, за историю своего существования, Фестиваль вышел за рамки проведения концертов в одном городе - Витебске, родины "Менестреля". Выступления состоялись в Полоцком Софийском Соборе, Могилёве и Минске. Это, в свою очередь, произошло благодаря участию в Фестивале Могилёвской областной филармонии. Пользуясь предоставленной возможностью, хочется поблагодарить всех Учредителей "Менестреля'2000", а также его информационных спонсоров - "Радио Витебск" и "Альфа-радио".

Не смог принять участие в Фестивале, заявленный ранее, Денис Асимович. Он сделал максимум возможного для своего выступления, но, обстоятельства оказались сильнее. Дирекция Фестиваля обратилась к студенту Академии Музыки Яну Скрыгану, который был участником "Менестреля'98" и оставил у витебской публики самые приятные впечатления. С момента нашей последней встречи в Витебске, выступления молодого музыканта были отмечены рядом побед в Международных конкурсах - 1 премия Конкурса в г. Тыхи (Польша, 1998 г); 1 премия Конкурса в г. Криница (Польша, 2000 г.). Ян Скрыган весьма достойно представил на Фестивале "Менестрель'2000" школу классической гитары Республики. Выступления талантливого, перспективного музыканта, который находится в прекрасной форме, восторженно встречала публика всех концертов "Менестреля".

Большой честью для "Менестреля" было участие российского музыканта, композитора, одного из создателей "ГРАН" гитары (Гитара Российская Акустически Новая) Анатолия Ольшанского. Отечественные и российские масс-медиа пишут об Ольшанском и "ГРАНе", в первую очередь, в связи с известной историей с участием легендарного экс-битлз Пола Маккартни. Последний является одним из обладателей этого уникального инструмента. На вопросы журналистов, что такое "ГРАН" сегодня, Анатолий Ольшанский поведал, что в результате шести лет напряжённой рекламной гонки, череды бесконечных путешествий, о новом инструменте знают в России, Европе, Америке. Австрийский "ГРАН"-центр располагает письменными свидетельствами Джулиана Брима, Джона Уильяма, Кристофера Паркинга, Била Каненгайзера, и многих других известных музыкантов и композиторов, об уникальных возможностях гитары. Создаются "ГРАН"-транскрипции, пишется специальный репертуар для гитары-соло. Вышел ряд компакт-дисков. Один из них представляет, в том числе, авторские произведения для "ГРАН"-гитары Штефана Рака. Путь к открытию в мире музыкальных инструментов был долгим. Несколько строк из творческого резюме Анатолия Ольшанского. За три года, экстерном, окончил музыкальную школу. Стал победителем во Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах, 1972 г. Поступил в самое престижное в стране музыкальное училище при Московской консерватории. Впоследствии, работал в главном концертном учреждении СССР Москонцерте. Объехал пол мира с концертами, записывался на Всесоюзном Радио и Центральном Телевидении в составе различных коллективов. Победил в Московском конкурсе композиторов классической гитары, 1989 г., выпустил ряд пластинок и т. д. Таким образом, из 30 лет музыкальной деятельности, более 20 были посвящены классической гитаре. Сегодня Ольшанский увлёкся музыкальной "экранизацией" литературы Гоголя, Достоевского, Пушкина. Некоторые из них: "Сорочинская ярмарка", "Ретроспективный портрет Свидригайлова", "Последняя встреча" (из романа "Евгений Онегин"), "Сны Клеопатры", "Путешествие Марко Поло" и прочее. Их нельзя причислить просто к музыкальным иллюстрациям. В них серьёзный взгляд на литературу сквозь призму звучания нового инструмента.

Свои выступления на концертах "Менестреля'2000" Анатолий Ольшанский построил как презентацию возможностей "ГРАН" гитары. Совершенно естественно, временные рамки концертов и самого Фестиваля не уместили авторские программы музыканта. Зрители услышали лишь наиболее характерные пьесы из русского, старинного, классического, современного и восточного концертов. Жаль. Учитывая, что ныне Ольшанский живёт в сердце музыкальной Европы - Вене, это и вовсе становится надеждой из разряда гипотетических.

И, наконец, имя из золотой когорты музыкантов мира. Приезд в Беларусь Курта Родармера (Kurt Rodarmer) - это само по себе чудо. В таких случаях говорят: "Звёзды сошлись". Ученик Андреса Сеговии. По мнению самого титана Сеговии, маэстро Карлоса Васкеса, звезды джаз-рока Джона Маклафлина и многих других мировых имён, Родармер владеет гитарой в совершенстве. Приведу высказывание Хоакино Родриго: "Я с удовольствием и искренне рекомендую Вам гитариста Курта Родармера. Его записи приводят меня в восторг. Он доминирует над техникой этого трудного инструмента, одарен и чрезвычайно музыкален".

Фирма грамзаписи Sony Сlassical объявила запись "Гольдберг вариаций" (J.S. Bach "Тhe Goldberg Variation") гитариста Курта Родармера событием в мире классической музыки. Плюс, констатировала, что CD с этой записью является самым раскупаемым из всех продаваемых ею в разделе "классика". За последние полвека современная гитара не знавала такого успеха. Определение "современная" не случайно, потому что для осуществления проекта были специально сделаны две гитары - "Кассандра" и "Бланка". Эти два "чуда" были, в своё время, изготовлены легендарным американцем Ричардом Шнейдером по конструкции Майкла Каша.

Два музыканта - Анатолий Ольшанский из России и Курт Родармер из Америки подтвердили избранность гитары, развитие инструмента, а значит и его будущее.

В шесть часов вечера 25 февраля начался первый концерт "Менестреля". На сцене Круглого зала Культурно-делового Центра проникновенно играет витебчанин Геннадий Емельянов. В паузе между игрой Емельянова, качающийся от усталости после утомительных перелётов и переездов, не заходя в гостиницу, скромно заходит и присаживается к одному из столиков зала Курт Родармер. Впоследствии, всегда открытый для общения, с мягкой улыбкой, с умными и добрыми глазами интеллигентного человека. Встреча с этим блестящим музыкантом стала возможной благодаря Посольству США в Республике Беларусь.

График "Менестреля'2000" был весьма насыщенным - многочисленные переезды, пресс-конференции, репетиции, концерты, запись на радио, телеинтервью. Несмотря на бытовые неурядицы и усталость музыкантов, все выступления прошли с неизменным успехом. После каждого из концертов, к участникам Фестиваля подходили благодарные зрители и выражали свою искреннюю признательность и благодарность. Нельзя не отметить мастер-классы, которые давал Курт Родармер в каждом из городов, где состоялись публичные выступления. Судя по реакции, студенты-участники творческих встреч с Родармером остались довольны. "Менестрель" благодарен за проведение мастер-классов всем педагогам, причастным к их организации. На Фестивале были курьёзы, в том числе, досадные. По нашей просьбе - сыграть некоторые части из "Гольдберг Вариаций", Родармер соорудил и привёз с собой уникальную акустическую систему, насыщенную новейшей электроникой. Не вдаваясь в технические детали, исполнение частей в концертном зале Белорусской Академии Музыки не осуществилась - на частотах электронного метронома гремела музыка одной из минских радиостанций. Анатолий Ольшанский на первом концерте Фестиваля, впервые за 30-летнюю практику, сломал ноготь, и его выступление напоминало, скорее, выступление артиста-разговорника оригинального жанра. К счастью, на следующий день, его белорусский коллега Ян Скрыган, с помощью синтетического средства, ноготь восстановил. И это было.

А теперь о неожиданных результатах "Менестреля'2000" для Беларуси. В один из последних дней Фестиваля, в гостиничном номере отеля "Беларусь", Курт Родармер признался, что находится под большим впечатлением от внимания публики, тонкого понимания зрителями классической музыки, желания молодых людей заниматься гитарой. Итогом его раздумий стало желание поощрить самых одарённых молодых музыкантов. И, спустя несколько месяцев, в июне, двум молодым студентам Белорусской Академии Музыки - Яну Скрыгану и Наталье Липницкой, от имени американского музыканта, были вручены арт-премии. Кроме этого, благодаря Родармеру, в Национальной Академии Музыки появилась барочная лютня, изготовленная белорусским мастером. Замечательный подарок позволит в самое ближайшее время ввести в обучение новый предмет - знакомство с одним из старейших инструментов человечества.

Таким образом, была поставлена последняя точка в истории этого Фестиваля. Из суеверия, не хочется забегать вперёд и рассказывать о планах, возникших в дни проведения "Менестреля'2000". Но, если повезёт, результат обещает быть очень интересным.

Эдуард Чернивчан

Автор проекта
Исполнительный директор Компании Арт Марк


вверх